Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 13

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

АРХЕТИПЫ ПУТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Архетипы инкорпорированы в подсознание человека историей социума:  фратрии, рода,  этноса, это сама метаистория, обусловленная диахронией и существующая в подсознании в виде императивных мотивов. Психология, психиатрия последних веков, в том числе и нейролингвистика, подвели нас к объективному выводу, что архетипы существуют, что подсознание человека это сфера коллективного бессознательного, наследуемого индивидом особым образом. Опыт предыдущих поколений, уходящий в глубину времени, встроен в подсознание человека как бы темными слоями, это живая парадигматическая информация, которая  имеет силу инстинктов. «Архетипы, что выполняют многозначную смысловую нагрузку и являются фундаментом, базой для всех культурных построений, являются фактом, не требующим доказательств», -  резюмирует Е. М. Лулудова. 

В когнитивном плане в сфере  сознания архетипы проявляются  в ментальных формах, то есть в виде живых символов, маркеров, своего рода репрезентов, манифестирующих отработанную опытом предыдущих поколений информацию, не требующую анализа и синтеза, что говорит о правомерности семиотической интерпретации укорененной имплицитной информации. 

Нет никакого сомнения в том, что литературное произведение представляет собой и некую сумму  психологического опыта, в него обычно вложен опыт писателя, автора-повествователя, репрезентирующего коллективный опыт в диахронном и синхронном планах, в том числе и объективируемый опыт изображенных героев, нарраторов. Этот эстетизированный психологический опыт (живая, словесно организованная система систем) представляет собой композицию, то есть  коммуникативную мегаструктуру, состоящую из мотивов и интенций, выраженных словами, фреймами, символами, тропами, реминисценциями, интертекстами и т.д. Текст как система систем не является хаотической организацией слов-маркеров, он скорее  выступает живой самоорганизующейся системой (фракталом), имеющим некое направление в более глобальном коммуниктивном поле, то есть стратегию интерпретаций и новых интенций как во временном плане, так и в других ветвях ноосферы.   «Живые системы – это когнитивные системы, а жизнь – познание. Это утверждение справедливо для всех организмов, с нервной системой или без нее», - замечает Ф. Капра. Если  литературный текст есть своего рода живая организация, то есть квантово (семантически) представленных компонентов (слов, микротекстов), то он должен имет смысловой центр или систему центров, то есть мотивов – стратагем. На роль таких мотивов-стратагем претендуют прежде всего архетипы, ибо именно они являются древними фреймами или архаическими парадигмами, несущими ориентирующий опыт. Поскольку в архетипах отложен коллективный опыт (рода, этноса, человечества), они и образуют инстиктивный, в том числе и интуитивный, смысловой центр художественного мира, направляя процесс познания к нему, создавая многослойное коммуникативное поле.

Слова изначально существуют в живой потенциальной предформе, пребывая  в голосовых связках человека, в нейронной среде мозга, в густой сети межиндивидуальной социальной связи, в коммуникативной сети между всевозможными коллективами, на имплицитном уровне – слово это – квантово  преобразованный опыт, добытый человеком или коллективом в истории, это своего рода паттерн, то есть  пакет смысловых отношений, отработанный в веках и имеющий безусловный имплицитный характер. В этой системе архетипы имеют ядровое значение, ибо через них идет оформление паттернов, участвующих в семантизации и дальнейшем строительстве базовых дискурсов социального, коллективного плана. Иначе говоря, архетипы как бы указывают на то, что в подсознательной сфере человека неуклонно формировались узловые понятия именно социальной интеграции  (в семью, общину, род, этнос и т.д.).