Творческий путь Ануара Алимжанова: от мотивов к архетипу, страница 9

Шелковый путь, таким образом, — своеобразный путь через века и цивилизации. Создатель империи Сельджуков — великий вазир Низам аль-Мульк ат-Туси за полтысячи лет до Макиавелли написал «Сиясет-наме» — книгу об управлении государством. Мост через древний Оксус, построенный в начале века в Мерве, был вторым по величине в мире в то время. Благодаря своим поистине энциклопедическим знаниям и умению воплощать эти знания в историческое повествование, М.Симашко создает не просто жанр путешествий. Его повествование философско-насыщенное, богатое параллелями, сравнениями разных исторических эпох. Знание не делится по расовому признаку, не имеет национальности, оно общечеловечно. Империи старели и рушились под собственной тяжестью, на смену им являлись другие. Точки зрения на исторические процессы у А.Алимжанова и М.Симашко во многом схожи.

Главные события того декабря 1991 года оказались для многих неожиданными, если не сказать катастрофическими: Беловежские соглашения, когда трое лидеров «славянских республик», между охотой и баней (или наоборот), подписали бумагу о прекращении существования СССР как «субъекта международного права и геополитической реальности» и доложили по телефону об этом американскому президенту. Уже затем 25 декабря последовал добровольный отказ Первого президента СССР Михаила Горбачева от своего президентства, что окончательно поставило точку в истории Советского Союза, Красной Империи, как его называли на Западе. Распад огромной страны, одной из двух сверхдержав того времени, до сих пор отзывается политическими, религиозными и межнациональными катаклизмами по всему миру, которые порой переходят в стадию военных столкновений.

Между тем, за всеми этим громкими и судьбоносными для всего мира переменами, как- то не очень заметно прошло еще одно важное событие, в котором непосредственное участие принимал и классик казахской советской литературы и общественный деятель  Ануар Турлыбекович Алимжанов.

Во времена развитого, а потом загнивающего социализма, на литературном небосклоне социалистического Казахстана особенно ярко светили только две звезды-Олжас Сулейменов и Ануар Алимжанов — большой поэт и большой прозаик. Оба писали на русском, оба издавались не только в Казахстане, но и в Москве, а также переводились за рубежом, что по тем временам было очень круто и престижно. В местных писательских кругах ходила даже такая легенда, что один очень большой русский литератор высказался о них следующим образом: «в Казахстане сегодня есть два писателя: один ведет себя так, как будто перед ним в долгу весь мир, а другой словно он должен всему миру». В этой байке, удалось удивительно точно передать характеры двух наших литературных светил. С обоими мне удалось встречаться, и с первого взгляда характеристика была прямо в точку, другое дело, если потом начинаешь приглядываться, то все намного сложнее, но байка она и есть байка.

Действительно, поэт порой смахивал на поп-звезду, передвигался со свитой, его узнавали на улицах, а когда он прилюдно читал свои стихи, то это был настоящий театр одного актера, а вот прозаика мало кто знал в лицо, скромный с виду, вежливый, никто бы и не подумал, что это известный писатель, но за него говорили книги, которыми зачитывалась вся страна. Творческие люди, особенно большого калибра, как водится личности разносторонние, вот и Ануар Алимжанов был не только талантливым литератором ( оставим Олжаса Сулейменова на время), его перу принадлежат не только несколько романов и повестей: «Пятьдесят тысяч миль по воде и суше», «Караван идет к солнцу», «Синие горы» — повесть о современности, «Сувенир из Отрара», «Степное эхо», «Стрела Махамбета», «Гонец», «Трон Рудаки», «Возвращение учителя», и еще он был крупным общественным деятелем, который сильно влиял на социум того времени.

Как Ауэзов избежал ареста, и возвращение Аль-Фараби