Опрос и его возможности при изучении интересов пользователей сети Интернет, страница 6

Для исследования немаловажным является момент определения выборки. Выборка - это множество элементов, с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании. Как отметил В.И. Добреньков: «выборочная совокупность задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого» [3, c. 177]. Для надлежащего качества исследования, выборка должна обладать репрезентативностью.

Сами вопросы при анкетировании тоже имеет свою определенную специфику. Выделяют различные типы и виды вопросов, которые имеют свои цели. Так, например, прежде чем задавать респонденту содержательный вопрос, целесообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Такой тип вопроса называется вопрос-фильтр. Например, при изучении темы интересов пользователей интернета, целесообразно будет спросить изначально, пользуются ли люди интернетом вообще. В противном случае последующие вопросы будут заданы не тем людям, для которых они предназначены, что повлечет за собой смещение результатов.

Также вопросы делятся на закрытые, открытые и полузакрытые. К закрытым относятся такие вопросы, на которые респонденту предлагаются варианты ответов. Наиболее распространёнными видом закрытого вопроса является да-нет вопрос. Сюда можно даже отнести вопрос-фильтр, например «Пользуетесь ли Вы интернетом?». По мнению Г.В. Осипова: специфика этого вида вопроса заключается в, том, что его формулировка не уравновешена, т. е. в ней присутствует только один из возможных ответов, что способствует выбору его респондентом. Употребление этого вида вопроса сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, мнений и установок [6, c. 269].

Полузакрытые вопросы немного похожи на закрытые тем, что в них тоже существуют варианты ответов, но при этом, респондент может не ограничиваться предложенным списком вариантов, а предложить свой вариант. Такие вопросы более сложны в обработке, но позволяют собрать более точную информацию, которая могла быть не учтена исследователем при закрытом вопросе. Такой тип вопроса, как пишет Г.В. Осипов,  предоставляет опрашиваемому возможность либо уклониться, от выбора именно данных альтернатив, включая в список возможных ответов альтернативу типа не могу сказать точно, не задумывался над этим, не помню, либо ответить по-своему, включая, альтернативу если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите. Однако опыт свидетельствует, что респонденты, как правило, ограничиваются предложенными вариантами ответов. Поэтому полузакрытый вопрос во многих случаях по своим возможностям равен закрытому вопросу [5, c. 272].

Открытые вопросы по своей специфики еще более сложны в обработке, но этот момент компенсируется объемом информации, которую исследователь получает. Открытые вопросы не предлагают возможных ответов, и ответы на них полностью записываются интервьюером или самим опрашиваемым.

Е.П. Тавокин, в своей работе «основы методики социологического исследования» приводит еще одну характеристику вопросов по предметному содержанию:

·  вопросы о фактах. Их цель — получение информации о конкретных явлениях, событиях, фактах;

·  вопросы о знании. С их помощью выясняется уровень информированности и знания респондента. Это, как правило, вопросы экзаменационного или тестового типа;

·  вопросы о мнении. Ответами на вопросы этого типа выступают личные оценочные суждения. По ним определяется отношение человека к определенным явлениям;

·  вопросы о мотивах. Они помогают выяснить субъективные представления человека о мотивах своих действий [7, с. 92].

Таким образом, метод опроса, как и любые другие методы социологического исследования, имеют свои особенности.  Данный метод имеет две формы проявления: анкетирование и интервью.

1.3 Применение метода опроса при изучении интересов пользователей сети Интернет.