Опрос и его возможности при изучении интересов пользователей сети Интернет, страница 4

2.  Неформализованное интервью (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации [3, c. 417].

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью подразделяются на:

1.  Фокусированное, или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартизации этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

2.  Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности [3, c. 418].

По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:

1.  Индивидуальное, или личное, интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей).

2.  Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака [3, c. 419].

Таким образом, опрос – это одна из наиболее доступных и выгодных методов социологического исследования. В свою очередь, опрос подразделяется на два основных типа – интервью и анкетирование.

Для анкетирования характерны следующие черты: отражает массовые представления об исследуемом предмете; собственные установки и взгляды анкетера не оказывают существенного влияния на ответы респондента; искренность ответов поощряется анонимностью анкеты; последовательность и темп ответов на вопросы выбираются по усмотрению респондента; к анкетеру не предъявляется требование иметь особую квалификацию. Тогда, когда для интервьюирования характерно: позволяет достаточно хорошо изучить предмет не за счет массовых представлений, а благодаря проникновению в суть вещей; благодаря мастерству интервьюера может быть создана доверительная обстановка, располагающая к откровенности; общение респондента с интервьюером обеспечивает более серьезное обоснование ответов; сводится к минимуму возможность респондента игнорировать (уклониться от ответов на) некоторые вопросы; хорошее владение методикой интервьюирования позволяет при необходимости менять его направленность и содержание [4, c. 478-479].

1.2 Особенности методики социологического опроса.

Многие с большой легкостью берутся за социологические опросы, считая это несложным делом. И часто либо получают данные, которые нельзя нормально обработать, либо оформляют все таким образом, что сведущий в этом деле человек легко докажет некомпетентность проводивших опрос.

Берясь за социологический опрос, необходимо обеспечить его надлежащее проведение и оформление. Чтобы вас не обвинили в некомпетентности, в манипуляциях или клевете, опрос обязательно нужно проводить по принятой в научной среде методике. Всегда следует помнить, что вы проводите исследование, на которое распространяются общие требования к научной работе: тому, кто будет знакомиться с вашими данными, должна быть ясна проблема, методика исследования, результаты и способ их обработки. Только тогда может идти речь о квалифицированной работе.

Качество социологических данных, которые будут получены в результате исследования, в значительной мере зависит от качества применявшейся методики опроса. При этом ошибки, допущенные при проектировании методики опроса или на этапе его проведения, как правило, не поддаются исправлению на последующих этапах исследования, т.е. данные, собранные ненадежным инструментарием, не станут более доброкачественными от применения изощренных методов математического анализа, а их интерпретация практически лишена смысла [5, c. 261].