Опрос и его возможности при изучении интересов пользователей сети Интернет, страница 5

После четко установленной проблемы в любом социологическом исследовании необходимо разработать программу. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество  итоговых материалов. В программе содержится практически вся теоретическая часть социологического исследования, от целей, до определения выборки. Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории [17].

Программа социологического исследования — документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ [7, c. 11].

В проведении опроса посредством анкетирования главным инструментом является анкета. Ведь в зависимости от качества измерительного инструмента производят оценку качества первичных данных. Для достижения необходимого результата, вопросник должен обладать нужной устойчивостью и обоснованностью.

Под устойчивостью инструмента измерения понимают степень воспроизводимости результатов измерения при повторном использовании этого инструмента на той же группе и при тех же условиях [5, c. 262].

Под обоснованностью измерительного инструмента понимают степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми характеристиками, которые планировалось измерить [5, c. 262].

Инструментарий должен начинаться с введения – это обращение к респонденту с просьбой принять участие в исследовании. Здесь  обосновывается цель исследования, важность данных, искренности ответа на вопросы. Указывается на то, что анкета носит анонимный характер, и результаты исследования будут использоваться в обобщённом виде.

Далее следует основная часть анкеты – ее так называемое «тело», основное содержание такой части – это вопросы, которые часто делятся на блоки, соответствующие определенным анкетам. Так же должны присутствовать вопросы, касающиеся демографических данных респондента. Это его пол, возраст, социальное положение, доходы и другие интересующие факторы.

Завершение опроса. Закончить опрос иногда бывает труднее, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств [5, c. 262]. В ней можно так же разместить вопросы, характеризующие демографические данные.

При разработке анкеты, исследователь преследует цель разработки такого инструмента, воздействие которого на респондента привело бы к получению достоверной информации. Исходя из этого, к инструменту выдвигаются требования. Часть из них не требует никаких комментариев – это указание анонимности, целей и задач исследования.

Другие требования необходимо уточнить для каждой изучаемой совокупности. К ним относятся:

1)  создание мотивации у опрашиваемых при знакомстве с обращением;

2)  поддержание этой мотивации с помощью контактных вопросов на протяжении всего исследования;

3)  соответствие содержания вопросов степени информированности опрашиваемых;

4)  соответствие формулировки вопросов и ответов на них системе категорий опрашиваемых;

5)  отсутствие эмоционально нагруженных слов при формулировке вопросов и ответов на них;

6)  отсутствие влияния последовательности вопросов на опрашиваемых [5, c.  278-279].