Ответы на экзаменационные вопросы № 1-67 по курсу "Здания на железнодорожном транспорте" (Система нормативных документов в строительстве. Структура населенных пунктов, структура селитебной зоны), страница 18

Здания выполняют как в кирпиче, так и в каркасно-панельном исполнении. Чаще эти здания сооружают на привокзальной площади.

Рис. 23. Объединенная контора дистанции пути, сигнализации и связи, гражданских сооружений и лесозащитных насаждений: 1 - вестибюль; 2 - гардероб; 3 - касса; 4 - 8 - помещения конторы, дистанции сигнализации и связи; 9 - машбюро; 10 -профком; IIэт - 16 - помещения конторы дистанции гражданских сооружений; 17 - комната приема пищи; 18,19,27 - 29 - помещения конторы дистанции лесозащитных насаждений; 20 - 25 - помещения конторы дистанции пути; 26 - красный уголок.


51-1. Классификация и виды вокзалов по вместимости, характеру обслуживания, расположению вокзала относительно путей, по вертикальному расположению привокзальных площадей к путям Схема привокзальной площади.

Классификация и виды вокзалов

Вокзалы сооружаются на железнодорожных станциях и предназначены для обслуживания пассажиров и всевозможных служебных функций (рис. 24).

Вокзалы вместимостью до 200 пассажиров: условно считают малыми, от 200 до 700 - средними, от 700 до 1500 - большими, более 1500 - особо большими.

По характеру обслуживания пассажиров вокзалы бывают: пригородного, дальнего и смешанного сообщения.

По расположению пассажирского здания относительно путей вокзалы могут быть: боковые, островные, поперечные (тупиковые) и смешанные.

По вертикальному расположению привокзальной площади по отношению к путям вокзалы бывают: горизонтальные, повышенные и пониженные (рис. 25).

Рис. 25 Типы железнодорожных вокзалов в зависимости от вертикального положения пассажирского здания относительно уровня путей: а - горизонтального типа; б - повышенного типа; в - пониженного типа; ~ - пассажирское здание; 2 - тоннель; 3 - платформа; 4 - привокзальная площадь; 5 - уровень переходного мостика; 6 - отметка низа переходного мостика или конкорса; 7 - конкорс; 8 - отметка уровня попа; УГР -уровень головки рельса. Стрелками показаны направления подъема и спуска пассажиров.


51-2. Привокзальная площадь

Вокзал строят с основной стороны города. Он должен быть удобно связан с пристанционной территорией. К вокзалу должны быть удобные подхода и подъезда.

При проектировании больших вокзалов необходимо предусмотреть разделение потоков прибытия и отправления пассажиров дальнего следования от пригородных, устранение пересечений встречных потоков.

Бывает, что железнодорожные вокзалы объединяют с автобусными, речными вокзалами. К железнодорожному вокзалу примыкает посадочная платформа, могут быть платформы и между путями, которые соединяются с вокзалом туннелями, пешеходными мостиками. Основные помещения: вестибюли, кассовые залы, залы ожидания, комнаты отдыха, матери и ребенка, буфеты, рестораны, багажные, санузлы. Административно-служебные: кабинеты начальников станции и вокзала, дежурных по станции вокзала, комнаты общественных организаций, МСБ, бухгалтерии, комнаты кассиров, носильщиков. Эти помещения должны быть обособлены от основных помещений. Некоторые помещения должны иметь выход к путям.

а-боковое б-островное в-поперечное г-смешенное

1-пасс здан.

2-тоннель

3-платформа

4-пути

5 прив площ

6-городской павильон

7-туп. пути


52. Объемно-планировочные решения вокзалов. Состав помещений.

Объемно-планировочные решения вокзалов основаны на группировке помещений по функционально-технологическим признакам или категориям пассажиров. Основные пассажирские помещения могут быть сосредоточенными или рассредоточенными. В первом случае различные функционально связанные процессы объединяют в одном помещении. Такие объединенные пассажирские залы с зонами операций, накопления, ожидания и питания пассажиров особенно эффективны в малых вокзалах.