Финансовый анализ предприятия и анализ себестоимости продукции (на примере крупного машиностроительного предприятия), страница 8

Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия – снижение уровня его затрат, поэтому предлагаются рекомендации, направленные на повышение рентабельности.

Рекомендации, в свою очередь, можно разбить на ориентированные, на краткосрочную и долгосрочную перспективу. К краткосрочным мероприятиям, реализация которых возможна в первые год – два, можно отнести:

1.  Наращивание объемов производства гражданской продукции, пользующейся спросом и рассчитанной, в том числе, на потенциальных потребителей.

В рамках проведенного анализа было выявлено недостаточное внимание к производству гражданской продукции, в результате чего по ней образовался убыток. Была проведена товарная ревизия. К перспективным видам гражданской продукции можно отнести ЗиД – 50, ЗиД – 50 трёхколёсный, ЗиД - 200. Другая продукция требует либо усовершенствований и рекламы, либо замены на выпуск новой продукции, более пользующейся спросом и интересной для потребителя. Но все это требует дополнительных затрат. Поэтому главенствующую роль на предприятии должен играть маркетинг, а этого нет. На маркетинг на предприятии уделяется как минимум усилий, так и минимум затрат. Нет поиска новых рынков сбыта, потенциальных потребителей, не отслеживается конкуренция, не выполняются основные функции маркетинга, нет эффективной рекламы. А без этого предприятие не сможет выжить в конкурентной среде, будет продолжать нести убытки по гражданской продукции. В условиях нестабильности внешней среды устойчивость дохода предприятия зависит на прямую и в большей степени от качества маркетинговых исследований. Без этого предприятие не сможет определить сколько, когда и как произвести, чтобы получить прибыль и снизить затраты производства. В настоящее время маркетинг определяет производство, а не наоборот. При переходе к рыночной экономике предприятия промышленности претерпели наибольшие негативные изменения – распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий. По этому совершенствование маркетинговой деятельности на ОАО «ЗиД» должно явиться главной попыткой вернуть стабильность и надежность, адоптировать к изменениям внешней среды. Маркетинг должен восприниматься как связующие звено между производством и потребителем.

2.  Снижение себестоимости продукции.

В рамках снижения себестоимости продукции предприятию рекомендуется:

«1». Снижение материалоемкости производства путем качественной подготовки сырья к производственному потреблению, совершенствованием конструкций как изделий так и оборудования, внедрения прогрессивных заготовок, снижение потерь от брака, совершенствования нормирования материальных расходов, сокращения потерь в производственном процессе, поиск более дешевых источников сырья и материалов.

«2». Снижение накладных расходов на содержание, обслуживание и управление производства, доля которых во много раз превышает долю прямых затрат. Первый путь – наращивание объемов производства, о чем было сказано выше. Основная проблема – отсутствие платежеспособного спроса. По этому первоначально необходимо провести совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии. Второй путь – пересмотр организационной структуры завода, совмещение участков, отделов, цехов, сокращение численности работающих. В результате анализа выявлено, что на одного производственного рабочего приходится 3-4 работника административно-управленческого персонала, специалистов и служащих. Это не нормально. Каждый год предприятие увольняет около 200 человек. Но необходимо обеспечение занятости от численного персонала и не обходимо найти альтернативу сокращению численности. Третий путь – рост цен на продукцию предприятия. Но это – проблемы со спросом.

«3». Совершенствование амортизационной политики, внедрение прогрессивных методов начисления амортизационных сумм.

«4». Совершенствование метода формирования затрат и методик определения комплексных статей затрат.