Финансовый анализ предприятия и анализ себестоимости продукции (на примере крупного машиностроительного предприятия), страница 7

Статья затрат

Доля в общей себестоимости, %

ЗиД - 200

ЗиД – 50

1

Основные материалы

11,0

10,4

2

Покупные изделия

19,6

29,7

3

Т З Р

2,6

2,1

4

Топливо и энергия

16,9

11,3

5

Зарплата с начислениями

3,7

3,6

6

Р С Э О

15,3

13,7

7

Общепроизводст. затраты

10,8

10,6

8

Общехозяйственные затраты

18,8

12,6

9

Брак

0,8

0,7

10

Прочие

6,5

0,5

Удельный вес накладных расходов составляет 46,2% и 42,9% соответственно.

В статье «расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» наибольший вес занимает амортизация, начисление которой осуществляется по методу ускоренной амортизации, при этом износ основных промышленно-производственных фондов мотопроизводства составляет более 60%. При устаревании парка технологического оборудования растут расходы на текущий и капитальный ремонт.

В статьях «общепроизводственные и общехозяйственные расходы» наиболее значительную долю составляют содержание аппарата управления. По этим статьям наиболее вероятными резервами снижения себестоимости являются содержание цехового и административно-управленческого аппарата и расходы по содержанию аппарата управления предприятием.

Коллективом мотопроизводства проводится большая работа по повышению эффективности производства мототехники, на протяжении ряда лет выполняются планы мероприятий по сокращению издержек производства. В 1999 году унифицированно 11 видов труб на 2 вида, 16 видов листового материала на 1, сокращён лимит расходования материалов на цеховые нужды за счёт внедрения нормативов.

Внедрены ряд прогрессивных заготовок со снижением материалоёмкости и сокращением механических операций. Внедрена линия пневмоокраски для термостойкого лакокрасочного покрытия.

Выполнено задание по снижению трудоёмкости, сокращена численность ППП.

В связи с падением объёма производства велась работа по консервации и отключению оборудования.

С целью сокращения накладных расходов в мотопроизводство было переведено изготовление ряда деталей из других производств. Увеличено производство мотоЗИПа. Всё это позволило снизить убыточность на 5,8 млн. рублей.

Несмотря на это, из приведённого анализа себестоимости видно, что продукция мотопроизводства является убыточной. Убыток то производства анализируемых изделий составил 11 млн. руб.

Из анализа видны весомые статьи затрат, на уменьшение величины которых необходимо сосредоточить основные усилия: материалы, топливо и энергия. Очень высоки накладные расходы.

Основная причина высокой себестоимости – незначительный объём выпуска продукции, что приводит к невозможности реализации мототехники по ценам, приносящим прибыль.

В результате проведённого анализа можно судить о достаточном производственном и финансовом потенциале ОАО «ЗиД». Но представленная структура затрат неблагоприятна для деятельности предприятия, так как большую долю затрат в себестоимости товарной продукции составили накладные расходы. К накладным расходам относят затраты, связанные с организацией, управлением, технологической подготовкой производства и его обслуживанием. А большинство этих расходов относится на себестоимость косвенным путем, то есть это затраты, которые нельзя прямо отнести на себестоимость продукции, так как они в одинаковой степени связаны с производством разных изделий. Определяют такие затраты в целом по производственному подразделению (цеху, заводу) и в последствие распределяются между разными изделиями по принятой методике. Все косвенные расходы объединяют в несколько комплексных статей, каждая из которых рассчитывается по определенной базе. Это снижает точность калькулирования, так как разные косвенные затраты, входящие в одну калькуляционную статью, в действительности не могут быть пропорциональны одной базе распределения. Отсюда следует, что чем больше удельный вес косвенных расходов в себестоимости продукции и чем в большей степени они агрегированы при их распределении по отдельным изделиям, тем ниже точность калькулирования. Да и сама структура свидетельствует о неэффективности производства, так как на само производство изделия, выполнение работ или оказание услуг приходится намного меньше затрат, чем на управление, обслуживание этого производства. То есть можно сказать, что затраты эти неоправданны и ведут к удорожанию себестоимости выпускаемой продукции, а это в итоге к ее убыточности, что мы и наблюдаем на примере гражданской продукции. Поэтому срочно необходимо предприятию проводить мероприятия по снижению накладных расходов.