Величина RB будет случайной, так как координаты точек контакта со льдом 2 и 3 - случайные. Для определения среднего значения силы ледового сопротивления RB следует ввести функцию плотности вероятности р(х) попадания в точку борта со случайной координатой х. При движении в предельных льдах скоростной составляющей сопротивления можно пренебречь. Тогда вместо Rв в уравнение (38) подставим тягу винтов Rт и определим толщину льда, преодолеваемого непрерывным ходом. Расположив бортовые точки контакта на различном расстоянии от форштевня, построим эпюру предельных толщин ломаемого льда h(х) по длине судна. Характер этой эпюры дает представление о рациональности спроектированных обводов корпуса с точки зрения его ледокольных качеств.
Для возможности сопоставления форм корпуса различных судов введем безразмерные величины дисперсии силы прямого ледового сопротивления и средней толщины преодолеваемого льда
и
(42)
Такой подход вполне можно использовать для оценки формы опоры гидротехнических сооружений.
Многочисленные натурные и модельные исследования показали, что движение ледокола в сплошных льдах сопровождается постоянно чередующимися процессами, обусловливающими сопротивление льда движению судна. Ограничимся рассмотрением непрерывного движения ледокола в сплошных льдах с постоянной скоростью и попытаемся установить для этого случая наиболее общие законы взаимодействия корпуса судна со льдом. Отметим, что непрерывное движение ледокола с постоянной скоростью возможно лишь в ровных льдах, однородных по толщине и прочности.
Таким образом, при выводе зависимости для ледового сопротивления будем полагать, что имеется установившееся непрерывное движение ледокола с малой скоростью в сплошных льдах, однородных по толщине и прочности.
Представим полное сопротивление движению ледокола в сплошных льдах в виде суммы двух слагаемых:
(43)
где Rпр - прямое сопротивление; Rск - скоростное сопротивление.
Прямое сопротивление, в свою очередь, также запишем в виде суммы
(44)
где R1 – сопротивление, обусловленное разрушением льда; R2 - сопротивление, обусловленное притапливанием и поворачиванием взломанного льда.
Выражение для сопротивления, зависящего от скорости движения ледокола, можно представить в виде
(45)
где R3 - сопротивление раздвиганию взломанного льда и сопротивление, обусловленное взаимодействием отдельных льдин друг с другом и с корпусом ледокола; Rв - сопротивление воды.
Сопротивление воды (Rв) движению судна во льдах отличается от сопротивления на чистой воде. Однако при сравнительно малых скоростях движения (vs=1-4 узла) Rв можно определить общепринятыми методами [24].
Таким образом, общий вид выражения для полного сопротивления при движении ледокола в сплошных льдах будет выглядеть следующим образом:
(46)
При проведении исследования процесса взаимодействия корпуса судна со льдом принята гипотеза независимости отдельных составляющих полного ледового сопротивления друг от друга. В результате проведенных аналитических и экспериментальных исследований получен способ определения ледового сопротивления и его составляющих при движении ледокола в сплошных льдах с малой скоростью, учитывающий главные размерения судна, форму корпуса, а также физико-механические свойства льда.
В.А. Лихоманов и Д.Е. Хейсин в своей статье [28] описывают вероятностный подход к проблеме определения плотности распределения вероятности попадания ударов льда в различные участки борта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.