Многоцикловое и истирающее воздействия дрейфующего ледяного покрова на морские гидротехнические сооружения (Методы описания воздействия ледяного покрова на сооружения шельфа)

Страницы работы

Содержание работы

1.2. Методы описания воздействия ледяного покрова на сооружения шельфа.

Ледотехника представляет собой сравнительно новую область науки, целью которой является обеспечение технического анализа ледовой обстановки и создание технических средств для решения ледовых проблем. Ледовая проблема может быть определена как любая задача, в которой сам лед (или его воздействия) повышает требования, предъявляемые к эксплуатационным качествам сооружения и уменьшает его надежность.

Очень много проблем, связанных со льдом, возникает в период зимней навигации. Плавание судов во льдах интенсивно развивается как в России, так и за рубежом. Поэтому важная роль отводится исследованиям ледовых условий, совершенствованию способов учета и использования информации об исходном состоянии природной среды и возможных ее изменениях при организации судоходства во льдах. Ежегодное увеличение грузоперевозок и продолжительности навигации в Арктике, требуют большого количества транспортных и научно-исследовательских судов, обладающих хорошей ледопроходимостью и достаточной прочностью корпуса, а также в связи с этим необходимость строительства новых портов и расширения существующих портов в замерзающих морях.

Обнаружение запасов нефти и газа на шельфе замерзающих морей потребовало от инженеров и научных работников решения ряда проблем, связанных с расчетом и проектированием сооружений: определение сил, действующих на сооружение со стороны ледяного покрова, обледенение, вопросы, связанные с нагромождением льда и т.д.

Таким образом, из вышеизложенного вытекает три направления развития ледовой проблемы:

1. Учет характеристик состояния ледяного покрова с целью разработки навигационных рекомендаций для судоходства.

2. Учет действия льда на суда во время навигации с целью повышения их ледопроходимости и прочности корпуса судна.

3. Учет действия льда на гидротехнические сооружения обустройства морского шельфа с целью повышения их надежности и снижения стоимости.

Описание ледовых условий с позиции метеорологии.

Применительно к плаванию судов во льдах понятие "навигационные рекомендации" включает:

- обоснование наиболее благоприятного пути плавания в заданных ледовых условиях;

- определение возможной продолжительности различных видов плавания по участкам в ледовых условиях;

- выбор оптимальных (по природным условиям) периодов проведения операций по завозу грузов в отдельные пункты и полярные станции в арктических морях.

Для обоснования навигационных рекомендаций необходимы сведения, во-первых, о природных условиях непосредственно на пути плавания, и, во-вторых, о том влиянии, которое природные условия могут оказать на рассматриваемый вид плавания: использование ледоколов или транспортных судов определенных типов, плавание автономно или в составе каравана и т.п.

Изучение особенностей ледового плавания позволило выявить закономерности перехода от общего распределения льдов в акватории к распределению характеристик ледяного покрова непосредственно на пути плавания [3] с учетом избирательного движения судов во льдах. Приведем несколько методов описания ледовых условий для данного направления решения ледовой проблемы.

В связи с расширением хозяйственной деятельности в советских арктических морях, а также продлением навигации по Северному морскому пути на  круглогодичный цикл за последние годы существенно повысились требования к качеству гидрометеорологической информации. Для планирования морских операций требуются долгосрочные прогнозы распределения льда с заблаговременностью от нескольких недель до нескольких месяцев. К наиболее важным характеристикам состояния ледяного покрова с точки зрения задач долгосрочного планирования работы флота в осенне-зимний период следует отнести: сроки устойчивого ледообразования, сроки достижения определенных толщин в припае, распределение дрейфующих припайных льдов по толщинам, торосистость, положение кромки льдов, границы распространения припая и раздробленность дрейфующего льда, преобладающие формы и размеры льдин, а также количество снега (заснеженность) на льду. Для наиболее полного удовлетворения запросов практики ледовой прогностической информации в ААНИИ наряду с физико-статистическими методами развиваются численные методы ледовых прогнозов [40].

Численные методы расчета основаны на математических моделях, описывающих общие закономерности развития ледяного покрова и взаимного влияния атмосферы и гидросферы Северной полярной области. Первая математическая модель осенне-зимних ледовых явлений была разработана Ю.П. Дорониным и А.В. Сметанниковой. В ней учитывались процессы теплообмена подстилающей поверхности с атмосферой и процессы в верхнем квазиоднородном слое моря. На основе этой модели был создан и внедрен в практику научно-оперативного обеспечения численный метод расчета и прогноза состояния ледяного покрова в осенне-зимний период для арктических морей заблаговременностью 1-3 месяца. Метод позволил рассчитать даты устойчивого ледообразования и сроки достижения льдом определенных толщин. Детальный анализ обеспеченности расчетов по модели показал, что в первую очередь необходимо рассматривать вопрос об учете перераспределения льда за счет ветрового дрейфа. Именно этот вопрос рассматривает в своей статье “Особенности ветрового сжатия льда в Северном ледовитом океане” В.А. Воеводин [1]. Он отмечает следующее.

Похожие материалы

Информация о работе