Многоцикловое и истирающее воздействия дрейфующего ледяного покрова на морские гидротехнические сооружения (Методы описания воздействия ледяного покрова на сооружения шельфа), страница 7

Ясно, что для достаточно большого интервала времени N @2lT.

Пусть {RR(t)} - множество возможных значений внешнего возмущения. Скорость судна, вызванная случайной силой RR(t), также будет случайной функцией времени RV(t). Тогда дифференциальное уравнение движения судна водоизмещением D по прямому курсу запишется так [26]:

                                         (29)

где индекс R соответствует к-той реализации случайного процесса.

Правая часть уравнения (29) при установившемся режиме движения судна является стационарной случайной функцией времени. В первом приближении ее можно представить следующим образом:

,    при tj£ t ³tj+1 (j=0, ±1)                                    (30)

Случайный процесс (30) описывает величину случайного импульса силы, действующей на судно при движении по прямой в статистически однородных ледовых условиях.

Как уже отмечалось, рассматриваемый процесс является пуассоновым. Спектральная плотность такого процесса определяется по формуле [25]

                                            (31)

Корреляционная функция для R(t) будет иметь вид

                                                (32)

Дисперсия силы прямого ледового сопротивления sR2 не равна нулю даже в идеально однородных сплошных льдах, т. к. ломка льда происходит по длине борта на случайных участках, имеющих различный наклон. При этом контактные усилия будут зависеть от случайной координаты точек взаимодействия. Дисперсию sR2 здесь можно оценить, используя трехточечную статическую схему ломки. В этом случае рассматривается такое взаимодействие судна со льдом, когда одновременно осуществляется соприкосновение и ломка льда в трех точках. Этот треугольник определяет равновесное статически определимое положение судна. точка 1 есть точка касания форштевня. Точки 2 и 3 располагаются по бортам судна симметрично его диаметральной плоскости. В этих точках действуют контактные усилия RN, направленные по нормали к борту судна, а также пропорциональные им силы трения, направленные по касательной к борту. Найдем проекцию контактных усилий с обоих бортов на ось X с учетом сил трения:

                                                   (33)

где l- направляющий косинус нормали к борту судна; a - угол наклона к диаметральной плоскости касательной к ватерлинии; ft - коэффициент трения борта судна о лед.

Под действием вертикальной составляющей контактного усилия Rz=RNsin b/ лед ломается. Здесь b/ - угол наклона борта к вертикали в точке контакта. Полагаем, что в контакт с бортом в точках 2 и 3 входят полубесконечные ледяные пластины. Для ломки таких пластин требуется усилие [24]

                                                             (34)

где h - толщина льда; sp - предел прочности льда на изгиб.

В точке 1 контакта форштевня со льдом действует нормальное к фортштевню усилие RN/ и пропорциональная ему сила трения RT/=fT/×RN/.

Приведенный коэффициент трения fT/ определяется по следующей формуле [27]:

                                                      (35)

где j - угол наклона форштевня к горизонту; a0 - угол входа носовой ветви ватерлинии. Проекция этих усилий на ось х будет

                                                   (36)

Для определения вертикальной составляющей контактного усилия R'z рассмотрим ломку бесконечной пластины с клинообразным вырезом, имеющим угол раствора 2a0. В этом случае [24]:

                                                 (37)

составим уравнение статического равновесия судна в проекции на ось x. Полагая контактные усилия равными разрушающим лед, величину силы прямого ледового сопротивления определим по формуле

,                                                  (38)

где

                                        (39)

где a0 - безразмерный коэффициент, характеризующий форму корпуса судна.