После графического суммирования ЛЧХ звеньев
и построения ЛЧХ разомкнутой системы надо указать на графиках запас
устойчивости по фазе , по амплитуде
и определить из графика частоту при
которой ЛАЧХ системы пересекает ось абсцисс (частоту среза
) (см.рис.13).
В
том случае, если расчётный запас устойчивости для скорости v1 отличается от надо
выполнить дополнительное построение ЛАЧХ, изменив ординату G1(0) =
так, чтобы запас устойчивости по фазе составил
.
Общий коэффициент усиления системы в этом случае надо рассчитать по результатам
построения ЛЧХ:
.
Полученные
из построения запасы устойчивости, а также величину частоты ЛАЧХ
надо записать в табл.9.
Таблица 9
Запасы устойчивости и показатели качества
системы автоматического управления
Параметр |
v1= , км/ч |
v2= , км/ч |
|
||
|
||
|
||
|
||
tр, с |
||
|
||
t1, с |
||
|
||
|
В
пояснительной записке надо указать какими техническими решениями обеспечивается
уменьшения общего коэффициента усиления К0 для
скорости движения v1.
Выполнить расчёт общего коэффициента усиления К02 для
скорости v2 по
формуле (47) с учётом регулировки коэффициента К01 для скорости движения v1. После этого надо на отдельном графике построить ЛЧХ
разомкнутой системы для скорости движения v2, определить запасы устойчивости и
,
частоту среза
и записать их величины в табл.9.
На
основании полученных величин запасов устойчивости и частоты среза надо
выполнить оценку основных показателей качества регулирования- степени
колебательности и времени регулирования tр. Результаты оценки надо записать в табл.9.
5.3 Расчёт динамических характеристик
систем автоматического управления
Цель расчёта - определение максимальных величин тока рекуперации, длительности действия максимального броска тока (продолжительность первого максимума) и длительности переходного процесса в цепи якорей тяговых электродвигателей.
Возмущающее
воздействие - ступенчатое изменение напряжения контактной сети передаётся выходной переменной
через
апериодическое звено цепи якорей:
.
Регулирующее
воздействие обратной связи запаздывает во времени, поэтому первоначально
отклонение тока якорей нарастает по экспоненциальному закону, стремясь к
установившемуся уровню
(рис. 14).
![]() |
Аналитическими
исследованиями установлено, что регулирующее воздействие обратной связи
начинает проявляться через четверть периода колебаний
замкнутого контура, затухающих с частотой
[7]. На основании этого максимум перерегулирования
тока якорей
ТЭД при ступенчатом изменении напряжения
контактной
сети можно оценить по приближённой формуле, А :
. (48)
Для
расчёта угловой частоты затухающих колебаний замкнутого контура системы
автоматического управления надо составить передаточную функцию замкнутой
системы по возмущающему воздействию
.
Для системы стабилизации тормозного тока электровоза ВЛ 10
Приравняв
нулю знаменатель передаточной функции и вычислив корни кубического уравнения
надо рассчитать по комплексным сопряжённым корням угловую
частоту затухающих колебаний, 1/с :
. (49)
По угловой частоте wз надо
вычислить максимум перерегулирования для скорости движения v1 (рис. 14), продолжительность первого максимума
,
период затухающих колебаний продолжительность первого максимума
. Результаты
расчётов надо записать в табл.9.
Расчёт
переходного процесса тока якорей iя(t) тяговых электродвигателей при ступенчатом изменении
напряжения контактной сети надо выполнить на компьютерной модели. Подготовка
расчётных параметров и методика расчёта рассмотрены в учебном пособии [8].
В
пояснительной записке надо привести структурную схему компьютерной модели,
расчётные параметры звеньев, компьютерную распечатку вывода табличных данных
изменения выходной переменной и графики зависимости iя(t) при ступенчатом изменении напряжения контактной
сети для скорости движения v1 и v2. На графиках надо указать
максимальное значение тока якорей Iя max, ошибку регулирования в установившемся режиме
,
продолжительность первого максимума тока t1, длительность процесса регулирования tр. Полученные результаты
надо сопоставить с аналитическими расчётами, сделать вывод о соответствии
расчётов и о влиянии величин скорости движения на динамические характеристики
системы автоматического управления рекуперативным торможением.
ЛИТЕРАТУРА
1.Тихменев Б.Н., Трахтман Л.М. Подвижной состав электрифицированных железных дорог. М., Транспорт, 1980. с. 172-177.
2.Антипов В.А. и др. Система управления рекуперативным торможением модернизированна. М., "Локомотив", 1997 №7, с. 20-24.
3.Якушев А.Я. Автоматическое управление электрическим подвижным составом. ч.1. С-Пб., ПГУПС 1997, 85 с.
4. Якушев А.Я. Автоматическое управление электрическим подвижным составом. ч.2. С-Пб., ПГУПС 2001, 86 с.
5.Якушев А.Я. Плакс А.В. Датчик тока на основе трансформатора постоянного тока Л. ЛИИЖТ 1982; 16 с.
6.Якушев А.Я. Проектирование систем автоматического управления ЭПС. ч.2. Л. ЛИИЖТ. 1987, 35 с.
7.Якушев А.Я. Иващенко В.О. Евтушенко М.А. Исследование САР ЭПС на математической модели. ч.1. С-Пб., ПГУПС, 1998, 60 с.
8.Якушев А.Я. Иващенко В.О. Исследование САР ЭПС на математической модели. ч.2. С-Пб., ПГУПС, 2000, 40 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.