Расчет систем автоматического управления электрическим подвижным составом: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию, страница 6

          Среднее напряжение, подводимое к обмотке независимого возбуждения через транзистор VT4, пропорционально относительной длительности его состояния насыщения и напряжение питания UH:

  .    (35)

Коэффициент усиления преобразователя сигнала регулятора тока рекуперации, 1/В :

                                 .   (36)

Непрерывность тока возбуждения iн обеспечивается буферным диодом VD5. Резистор Rрограничивает максимальную величину тока возбуждения Iн генератора. При токе возбуждения тяговых электродвигателей Iв=550 А и максимальном коэффициенте заполнения  коэффициент преобразования цепи ОВН:

   .   (37)

          Передаточная функция регулятора определяется законом регулирования [3].

          П-регулятор является безынерционным, преобразование сигнала обратной связи определяется линейным уравнением  ,  его передаточная функция Wрег(р)=Крег.

          Преобразование сигнала обратной связи ПИ- регулятором  в сигнал управления Uy  определяется уравнением:

 

          Передаточная функция ПИ-регулятора содержит интегрирующее и форсирующее звенья с постоянной времени Тир:

   .    (38)

Преобразование сигнала обратной связи ПД- регулятором  в сигнал управления Uy  определяется  дифференциальным уравнением :

.

Передаточная функция ПД-регулятора содержит форсирующее звено с постоянной времени Тдр и апериодическое звено 1-го порядка с постоянной времени Тар, причём Тар<<Тдр :

  .   (39)

Расчет коэффициентов усиления Kрег и постоянных времени регуляторов Tпр, Tдр, Tар и производится на основании динамических параметров САУ (см. разд. 5.1,5.2).

4.Расчёт статических характеристик системы

автоматического управления

          Целью расчёта статических характеристик является:

          1.Определение уровней и диапазонов изменения выходной переменной Iя, регулирующего воздействия Iв, задающего воздействия Uзу или Iн в интервале изменения скорости движения от v1 до v2.

          2.Расчёт коэффициентов преобразования и постоянных времени элементов системы автоматического управления для заданных величин скорости движения v1 и v2.

          3.Расчёт статических ошибок регулирования систем автоматического управления с пропорциональным и пропорционально-дифференциальными законами регулирования, обусловленных изменениями скорости движения на величину  и напряжения контактной сети на величину .

 .

4.1.Графоаналитический расчёт статических характеристик


систем автоматического управления

рис. 10


          Для расчёта характеристик графоаналитичесим методом надо построить статические характеристики элементов системы автоматического управления в четырёх квадрантах системы координат (формат А4) [3].

Статические характеристики системы электрического рекуперативного торможения электровозов ВЛ-10,ВЛ-11М показаны на рис. 10.

Статические характеристики объекта управления Iя(Iв) для скорости движения v1 и v2 надо расположить в первом квадранте, характеристику исполнительного устройства Iв(Iн)- в IV квадранте, характеристику обратной связи DIос(Iя) или Uдт(Iя) - во II квадранте, характеристику регулятора- преобразователя - в III квадранте.

          Для системы рекуперативного торможения электровоза ВЛ-10 требуется определить ошибку регулирования , обусловленную изменением скорости движения, при условии, что характеристики всех элементов системы определены.

          Построение характеристики замкнутой системы производят относительно заданного уровня тока якорей Iя0(рис.10а.).

          Этот уровень устанавливается в начале торможения при скорости v1 машинистом электровоза посредством тормозной рукоятки контроллера.

          Последовательность построения на графике задана направлением стрелок. Вначале надо провести горизонтальную прямую в первом - втором квадрантах на  уровне Iя0 до пересечения с характеристиками объекта регулирования для скорости v1 (точка а1) и обратной связи (точка а2).

          Из точки а1 надо провести вертикальную прямую в четвертый квадрант  до пересечения с характеристикой исполнительного устройства Iв(Iн) (точка а4).     Из точки а4 надо провести горизонтальную прямую в третий квадрант. Из точки а2 надо также провести вертикальную прямую в третий квадрант до пересечения с горизонтальной прямой (точка а3), проведённой из точки а4. Через полученную таким построением точку а3 надо провести прямую под углом .

          Как было отмечено в п.разд.3.4 в системе рекуперации электровоза ВЛ-10 применяется непосредственное регулирование с коэффициентом усиления регулятора Крег = 1. Поэтому прямая, проведённая через точку а3 под углом  представляет собой характеристику регулятора.

          Отрицательный наклон характеристики обусловлен необходимостью обеспечения отрицательной обратной связи.

          Точка пересечения характеристики регулятора с горизонтальной осью определяет заданную величину тока возбуждения Iно генератора возбуждения В, устанавливаемую машинистом посредством задающего  устройства- тормозной рукояткой.

          Для построения характеристики объекта регулирования замкнутой системы Iя(Iв) надо задать предварительно ошибку регулирования тока  А и провести горизонтальную линию в первом и втором квадрантах на уровне (Iя0 - Iя) до пересечения во втором квадранте с характеристикой обратной связи (точка в2).

          Из точки в2 надо провести вертикальную прямую в третий квадрант до  пересечения с характеристикой регулятора (точка в3). Из точки в3 провести горизонтальную прямую в четвертый квадрант до пересечения с характеристикой исполнительного устройства (точка в4). Из точки в4 провести вертикальную прямую вверх до пересечения в первом квадранте с горизонтальной прямой, проведённой на уровне (Iя0 - Iя) (точка в1).

          Наклонная прямая, проведённая через точки (а1; в1), является характеристикой Iя(Iв) объекта регулирования замкнутой системы.