Проектирование термического отделения для термической обработки детали типа траверса из алюминиевого сплава 1933 в условиях авиационного завода, страница 4

Более чистый по примесям сплав В95пч обеспечивает более длительный ресурс и большую надежность работы изделия.

При создании сплава В96Ц преследовали цель получить сплав с максимальной прочностью. Для этого, как видно из таблицы 3, в сплаве повышено содержание всех основных легирующих компонентов (Zn,Mg,Cu). Сплав В96Ц-самый высоколегированный из всех деформируемых алюминиевых сплавов. По прочности при нормальной температуре  он превосходит все алюминиевые сплавы (таблица 5). Однако сплав отличается пониженными пластичностью, коррозионной стойкостью и вязкостью разрушения, более чувствителен к надрезам и прочим концентраторам напряжения.

Таблица 5 - Типичные механические свойства сплавов системы  Al-Zn-Mg-Cu после закалки и старения на максимальную прочность

Сплав

Полуфабрикат

σв ,

МПа

σ0,2,

МПа

δ, %

σ-1,

МПа

ат.у, кДж/м2

К,

МПа*м1/2

В95пч

В96Ц

1933

Плиты

Штамповки, трубы

Штамповки, поковки

540

650

500

470

620

470

10

7

8

150

140

40

20

35

30

20

29

Самым подходящим для изготовления детали траверса является сплав 1933.

Сплав 1933 является высокопрочным алюминиевым ковочным сплавом с повышенной трещиностойкостью. Разработанный  в ВИАМ (Всероссийский Институт Авиационных Материалов) сплав 1933  применяется в виде кованых и прессованных полуфабрикатов для изготовления  крупногабаритных сложных деталей внутреннего силового набора планера самолетов (типа шпангоутов, фитингов, балок, траверс и т.п.).

1933-Т2/Т3 - основной высокопрочный ковочный алюминиевый сплав для внутреннего силового набора (фитингов, шпангоутов и др.), обладает высоким уровнем прочностных свойств (в зависимости от состояния σв≥450-520 МПа; σ0,2≥380-460 МПа), характеристик ресурса (вязкости разрушения: К1с≥37-44 МПа; сопротивления усталости), коррозионной стойкости.

Благодаря высокой технологичности сплава 1933 при литье, обработке давлением и термической обработке в серийном производстве изготовляют кованые и прессованные полуфабрикаты в широком диапазоне размеров - массой до 2000 кг и толщиной до 400 мм.

Разработаны режимы малодеформационной закалки в полимерные среды и трехступенчатого старения Т123 крупногабаритных штамповок из сплава 1933, обеспечивающие улучшенный комплекс прочностных и ресурсных характеристик в сочетании с пониженным в 1,5-3 раза уровнем закалочных напряжений, что позволяет значительно уменьшить поводки и коробление деталей при механической обработке, снизить массу конструкции на 10-15% и продлить эксплуатационный ресурс конструкции в 1,5 раза.

Сплав 1933 в состояниях Т2 и Т3 широко применен в современных самолетах Ан-148, SSJ в виде крупногабаритных поковок, штамповок и прессованных полос для массивных элементов внутреннего силового каркаса.

Хорошая технологичность сплава позволяет изготавливать  из него полуфабрикаты массой до 3000 кг с площадью проекции до 4 м2.

Главное достоинство сплава 1933 - повышенная вязкость разрушения при более высокой прочности (таблица 6).

Таблица 6 - Химический состав алюминиевого сплава 1933

Al

Cu

Mg

Zn

Ti

Zr

Fe

Be

K, Ca, Na каждого или сумма

Примеси не более, %

Si

Mn

Cr

Прочие

каждого

сумма

Осн.

0,81,2

1,62,2

6,357,2

0,03-0,06

0,10,18

0,06-0,15

0,0001-0,02

0,0001-0,01

0,1

0,1

0,05

0,05

0,1

Технические требования, предъявляемые к штамповкам и поковкам из сплава 1933:

1. Химический состав должен соответствовать требованиям стандарта ОСТ1 90026-80 (Таблица 6)

2. В штамповках и поковках первой и второй групп контроля контролируемых на содержание водорода, количество последнего не должно превышать 0,3 см3/100 г металла по твердой пробе.