Более чистый по примесям сплав В95пч обеспечивает более длительный ресурс и большую надежность работы изделия.
При создании сплава В96Ц преследовали цель получить сплав с максимальной прочностью. Для этого, как видно из таблицы 3, в сплаве повышено содержание всех основных легирующих компонентов (Zn,Mg,Cu). Сплав В96Ц-самый высоколегированный из всех деформируемых алюминиевых сплавов. По прочности при нормальной температуре он превосходит все алюминиевые сплавы (таблица 5). Однако сплав отличается пониженными пластичностью, коррозионной стойкостью и вязкостью разрушения, более чувствителен к надрезам и прочим концентраторам напряжения.
Таблица 5 - Типичные механические свойства сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu после закалки и старения на максимальную прочность
Сплав |
Полуфабрикат |
σв , МПа |
σ0,2, МПа |
δ, % |
σ-1, МПа |
ат.у, кДж/м2 |
К1с, МПа*м1/2 |
В95пч В96Ц 1933 |
Плиты Штамповки, трубы Штамповки, поковки |
540 650 500 |
470 620 470 |
10 7 8 |
150 140 |
40 20 35 |
30 20 29 |
Самым подходящим для изготовления детали траверса является сплав 1933.
Сплав 1933 является высокопрочным алюминиевым ковочным сплавом с повышенной трещиностойкостью. Разработанный в ВИАМ (Всероссийский Институт Авиационных Материалов) сплав 1933 применяется в виде кованых и прессованных полуфабрикатов для изготовления крупногабаритных сложных деталей внутреннего силового набора планера самолетов (типа шпангоутов, фитингов, балок, траверс и т.п.).
1933-Т2/Т3 - основной высокопрочный ковочный алюминиевый сплав для внутреннего силового набора (фитингов, шпангоутов и др.), обладает высоким уровнем прочностных свойств (в зависимости от состояния σв≥450-520 МПа; σ0,2≥380-460 МПа), характеристик ресурса (вязкости разрушения: К1с≥37-44 МПа; сопротивления усталости), коррозионной стойкости.
Благодаря высокой технологичности сплава 1933 при литье, обработке давлением и термической обработке в серийном производстве изготовляют кованые и прессованные полуфабрикаты в широком диапазоне размеров - массой до 2000 кг и толщиной до 400 мм.
Разработаны режимы малодеформационной закалки в полимерные среды и трехступенчатого старения Т123 крупногабаритных штамповок из сплава 1933, обеспечивающие улучшенный комплекс прочностных и ресурсных характеристик в сочетании с пониженным в 1,5-3 раза уровнем закалочных напряжений, что позволяет значительно уменьшить поводки и коробление деталей при механической обработке, снизить массу конструкции на 10-15% и продлить эксплуатационный ресурс конструкции в 1,5 раза.
Сплав 1933 в состояниях Т2 и Т3 широко применен в современных самолетах Ан-148, SSJ в виде крупногабаритных поковок, штамповок и прессованных полос для массивных элементов внутреннего силового каркаса.
Хорошая технологичность сплава позволяет изготавливать из него полуфабрикаты массой до 3000 кг с площадью проекции до 4 м2.
Главное достоинство сплава 1933 - повышенная вязкость разрушения при более высокой прочности (таблица 6).
Таблица 6 - Химический состав алюминиевого сплава 1933
Al |
Cu |
Mg |
Zn |
Ti |
Zr |
Fe |
Be |
K, Ca, Na каждого или сумма |
Примеси не более, % |
||||
Si |
Mn |
Cr |
Прочие |
||||||||||
каждого |
сумма |
||||||||||||
Осн. |
0,81,2 |
1,62,2 |
6,357,2 |
0,03-0,06 |
0,10,18 |
0,06-0,15 |
0,0001-0,02 |
0,0001-0,01 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
Технические требования, предъявляемые к штамповкам и поковкам из сплава 1933:
1. Химический состав должен соответствовать требованиям стандарта ОСТ1 90026-80 (Таблица 6)
2. В штамповках и поковках первой и второй групп контроля контролируемых на содержание водорода, количество последнего не должно превышать 0,3 см3/100 г металла по твердой пробе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.