- условия стока поверхностных вод
2 группа факторов
- погодно-климатические факторы
- атмосферное давление
- солнечная радиация
- температура и влажность воздуха
- осадки, ветер, туман и гололед
3 группа факторов, оказывающие влияние от периода года
- при к. сцепления до 10% (летом)
- осенью и весной на проезжую часть попадает грязь
- зима: гололед, снежный накат, сужается проезжая часть.
Если количество гололедов за зимний период >11 раз, то виражи на а/д делаются с минимальными уклонами.
Водно-тепловой режим земляного полотна и его влияние на состояние а/д.
I – первичная стадия – выпадение осадков и фильтрация воды, а та же поднятие УГВ.
W верхнего слоя доходит до 0,65-0,7. Среднесуточная t устанавливается в пределах -5, и прочность Егр, Ед.о. падает на 10-15% - в этот период наблюдается образование температурных трещин.
II – зимнее морозовлагонакопление зависит от скорости промерзания грунта, идущее со скоростью 2,5 см/сут.
Валжность набирается в этот период 0,7-0,8 Wt – предел текучести
III стадия произходит при стабилизации температуры, глубина промерзания увеличивается, появляются линзы и прослойки льда.
IV стадия – насыщения грунта водой. В этот период все поры насыщаются. Идет таяние линз. W=0,9Wt. Если он будет оттаивать при скорости 4 см/сут, то вода уйдет из тела земляного полотна. Если оттаивание >7 см/сут, то происходит интенсивное влагонакопление, приводит прочность дорожной одежды к 0,5-0,6 Е
V стадия – высыхание грунта за счет ухода влаги в грунт и восстанавливаются летние характеристики.
VI стадия – нормаль, летний режим.
Формирование водно-теплового режима земляного полотна Пути проникновения влаги в земляного полотна и дорожной одежды.
Основное влияние на состояние дорог оказывает:
Как проинкает вода?
1) рельеф и ландшафт местности способствуют притоку или оттоку воды.
2) Грунто-геологические условия очень сильно влияют на прочность д.о., зависящей от вида грунта.
3) Чем выше УГВ, тем выше вероятность попадания воды в д.о.
4) Природно-климатические факторы: атм.давление, солн.радиация, температура и влажность воздуха, осадки, ветер и т.д.
Все эти 4 условия формируют режим земляного полотна.
Источники увлажнения земляного полотна
Пучины и пучинообразование
Пучины – это деформации и разрушение д.о. в виде сбугривания и сетки трещин, образовавшихся за счет увеличения воды в порах з.п. при замерзании.
Пучины характерны для весеннего о осеннего периода, наиболее опасно пучинообразование для весеннего периода.
Пучины – т.е. поднятие конструкции д.о. может достигать 10 см.
Морозное пучение:
1) влажность грунта
2) глубина промерзания
3) продолжительность холодного периода
4) прочность д.о.
Ожидаемый приток воды
- толщина несущего слоя грунта в пределах критической длины премерзания
- относительная влажность грунта в верхней части земляного полотна
- влажностьб грунта напределе текучести
- к. лбъемной массы грунта
Удельная масса воды л/сут
Причины деформации и разрушение покрытия д.о. транспортных сооружений.
Причиной потери прочности конструкций является усталость материала – результат накопления остаточной деформации, возникшей при действии природно-климатических факторов и нагрузки от транспорта.
Деформации – изменение размеров и форм тела без изменения его массы и потери сплошности
Характерным явлением ползучести материала является проявление вязких упругих свойств => конструкция разрушается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.