Для больших автомобилей акваплнирование появляется при скорости 130 – 140 км/ч
Если протектора нет, то , Р=1,5 – 1,7 , то км/ч
Две причины отрыва колеса от дороги:
1) подъемное действие гидродинамического клина;
2) ухудшение условий вытеснения воды из зоны контакта.
Если взять грузовой автомобиль, то давление в шинах Р=1,3 , при км/ч.
Основные условия предотвращения аквапланирования:
1) обеспечение отвода воды с покрытия, т.е. обеспечение контакта с колесом.
А) протекторы на колесе
Б) макро- и микрошероховатость покрытия.
Толщина пленки воды, если ветер дует в ту же сторону, что и течет вода, то Высота водной прослойки = -0,8 мм
Если ветер дует навстречу воде, то толщина пленки воды увеличится на 5 мм
Допускается глубина образования колей на дороге.
Допустимая, мм |
Критическая, мм |
|
Англия |
15 |
20 |
Норвегия |
20 |
35 |
Франция |
6 |
12 |
Нидерланды |
10 |
25 |
Россия |
10 |
Оси условия обеспечивают нежелательность явления аквапланирования автомобиля:
, где (Н-высота волны, - толщина покрытия), - ширина протектора.
1 – колесо автомобиля; 2 – слой воды на покрытии; 3 – покрытие; 4 – головная волна.
Выступами шероховатости можно уменьшить толщину слоя воды.
60 км/ч |
80 км/ч |
||||
0,35-0,4 |
0,45 |
0,26 |
0,28 |
0,3 |
|
, мм |
0,4 |
0,8 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
- стоячая толщина воды
- высота выступа
- толщина вдавливания
- давление в шинах
- коэффициент сцепления на мокрой поверхности.
Сцепление колеса автомобиля с покрытием зимой.
Смазывающая пленка резко снижает коэффициент сцепления, причем шероховатое покрытие оси зимой.
Шероховатость небходима в дождь.
Выспуты, шероховатости, температуры воздуха, уплотняемость снега, параметры транспортного потока – могут сформировать самопроизвольный накат покрытияю
Оптимальная высота макрошероховатости для зимнего периода – 1,5–2 мм
Роль сцепных качеств покрытия, обеспечение автомобилей при боковых заносах.
В Англии 24 – 26 % ДТП – в результате бокового заноса; в Америке – 58 % à боковой занос 100% в присутствии воды.
Существуют 4 варианта, что приводят к боковому заносу.
1 и 2 вариант когда колесо цепляет обочину. В зависимости от того, где больше
3 вариант, когда машина зацепила одним колесом обочину.
4 вариант, когда автомобиль не едет по обочине, а проезжает по луже.
Основные мероприятия по повышению сцепных качеств покрытия
Необходимо:
1) удаление смазывающей пленки из зоны контакта колеса с покрытием.
2) Увеличение поперечного уклона автомобильной дороги
3) Чтобы избегать – надо строитеь краевые укрепительные полосы.
4) Устройство покрытия должно способствовать дренированию воды.
Преимущества:
1) быстро удаляет воды с порытия
2) высокий коэффициент сцепления
3) не требуется поперечного уклона
4) нет брызг от проходящего транспорта
Влияние природно-климатических факторов на транспортно-эксплуатационные характеристики борог и условия движения автомобилей.
1 группа факторов
- грунтово-геологические и гидрологические факторы
- рельеф и ландшафт местности
- тип и характеристики грунта земляного полотна
- глубина и характер залегания ГВ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.