Основы эксплуатации транспортных сооружений. Теоретические подходы и оценка транспорта эксплуатационные состояния транспортных сооружений. Взаимодействие колес с покрытием автомобильной дороги, страница 6

Для больших автомобилей акваплнирование появляется при скорости 130 – 140 км/ч

Если протектора нет, то , Р=1,5 – 1,7 , то  км/ч

Две причины отрыва колеса от дороги:

1)  подъемное действие гидродинамического клина;

2)  ухудшение условий вытеснения воды из зоны контакта.

Если взять грузовой автомобиль, то давление в шинах Р=1,3 , при км/ч.

Основные условия предотвращения аквапланирования:

1)  обеспечение отвода воды с покрытия, т.е. обеспечение контакта с колесом.

А) протекторы на колесе

Б) макро- и микрошероховатость покрытия.

Толщина пленки воды, если ветер дует в ту же сторону, что и течет вода, то Высота водной прослойки = -0,8 мм

Если ветер дует навстречу воде, то толщина пленки воды увеличится на 5 мм

Допускается глубина образования колей на дороге.

Допустимая, мм

Критическая, мм

Англия

15

20

Норвегия

20

35

Франция

6

12

Нидерланды

10

25

Россия

10

Оси условия обеспечивают нежелательность явления аквапланирования автомобиля:

  • гладкое покрытие со слоем воды или грязи толщиной 2-3 мм (при 10 мм аквапланирование неизбежно)
  • скорость начала аквапланирования 60 – 100 км/ч

, где  (Н-высота волны,  - толщина покрытия), - ширина протектора.

1 – колесо автомобиля; 2 – слой воды на покрытии; 3 – покрытие; 4 – головная волна.

Выступами шероховатости можно уменьшить толщину слоя воды.

60 км/ч

80 км/ч

0,35-0,4

0,45

0,26

0,28

0,3

, мм

0,4

0,8

1,0

1,5

2,0

- стоячая толщина воды

 - высота выступа

 - толщина вдавливания

 - давление в шинах

 - коэффициент сцепления на мокрой поверхности.

Сцепление колеса автомобиля с покрытием зимой.

Смазывающая пленка резко снижает коэффициент сцепления, причем шероховатое покрытие оси зимой.

Шероховатость небходима в дождь.

Выспуты, шероховатости, температуры воздуха, уплотняемость снега, параметры транспортного потока – могут сформировать самопроизвольный накат покрытияю

Оптимальная высота макрошероховатости для зимнего периода – 1,5–2 мм

Роль сцепных качеств покрытия, обеспечение автомобилей при боковых заносах.

В Англии 24 – 26 % ДТП – в результате бокового заноса; в Америке – 58 % à боковой занос 100% в присутствии воды.

Существуют 4 варианта, что приводят к боковому заносу.

1 и 2 вариант  когда колесо цепляет обочину. В зависимости от того, где  больше

3 вариант, когда машина зацепила одним колесом обочину.

4 вариант, когда автомобиль не едет по обочине, а проезжает по луже.

Основные мероприятия по повышению сцепных качеств покрытия

Необходимо:

1)  удаление смазывающей пленки из зоны контакта колеса с покрытием.

2)  Увеличение поперечного уклона автомобильной дороги

3)  Чтобы избегать – надо строитеь краевые укрепительные полосы.

4)  Устройство покрытия должно способствовать дренированию воды.

Преимущества:

1)  быстро удаляет воды с порытия

2)  высокий коэффициент сцепления

3)  не требуется поперечного уклона

4)  нет брызг от проходящего транспорта

Влияние природно-климатических факторов на транспортно-эксплуатационные характеристики борог и условия движения автомобилей.

1 группа факторов

- грунтово-геологические и гидрологические факторы

- рельеф и ландшафт местности

- тип и характеристики грунта земляного полотна

- глубина и характер залегания ГВ