МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НТУ «ХПИ»
”История науки и техники”
Тема: "История ГП «ХЭМЗ»(Харьковский электромеханический завод)."
Выполнил:
ст. зачного факультета
гр. ЕМБЗ-16
Максимовский А.В. ________
_________________________
Дата ________________
г.Харьков
2008г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………………………………3
Основание и становление завода …………………………………………………4
Кризис завода, переезд в г. Харьков………………………………………………7
Начало реконструкции завода………………………………………………………10
Становление и развитие ХЭМЗа …………………………………………………...11
ХЭМЗ в настоящее время…………………………………………………………...16
Заключение …………………………………………………………………………18
Список источников информации .……………………………………………….19
Введение
После падения крепостного права в 1861 быстрее и быстрее развивались города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги. После реформы 1861 года стремительно развивалось железнодорожное строительство, что способствовало втягиванию во внутренний рынок все новых и новых районов. В 80-90-х годах XIX ст. быстро росла промышленность и торговля Прибалтики и особенно ее крупнейшего города - Риги. Уже в 1879 году Рига по числу промышленных рабочих заняла третье место среди городов России (без Польши) уступая, правда, весьма значительно, лишь Петербургу и Москве. Быстрый рост рижской промышленности обусловливали такие факторы, как удобное географическое расположение Риги — крупнейшего морского порта, строительство железных дорог, связавших Ригу с экономически важными районами страны, наличие у городского купечества значительных капиталов, накопленных в результате крупных торгово-посреднических операций в предшествующие годы.
Начиная с 80-х годов XIX ст. в промышленность Риги все больше и больше проникают иностранные, главным образом немецкие, капиталы. Иностранцев привлекала близость Риги к западно-европейским центрам, большой приток рабочих, как из местных деревень, так и из внутренних русских губерний и сравнительная дешевизна рабочей силы, которая давала возможность получения высоких прибылей. Превратить Россию в свою полуколонию, выжать из нее все возможное для собственного обогащения — таковы были стремления иностранных капиталлов.
Важной особенностью промышленности Риги было преобладание сравнительно крупных предприятий, причем по мере роста промышленности города концентрация ее все увеличивалась. Так, если в 1890 году на рижских предприятиях, насчитывавших более 100 рабочих, было занято 11899 человек, то в 1896 году — 28604, а в 1900 году — 37 414 рабочих. В промышленности города большую роль играла обработка металлов, и ведущими были металлисты, которые к концу 90-х годов XIX ст. составляли 36% всех рабочих города.
Реформа 1861 года еще более усилила классовое расслоение крестьянства, а также отменила ряд прежних стеснений и ограничений, привязывавших беднейшее сельское население к земле, и тем самым способствовала быстрому росту городов Прибалтики. Тысячи крестьян-бедняков покидали села и искали работы в городе. Бурный рост промышленности в городах Прибалтики в большом количестве привлекал также рабочих из ближайших губерний России (Псковской, Витебской и др.). Известную часть рижского рабочего класса составляли также рабочие бывших мануфактур и разорившиеся мелкие ремесленники.
Основание и становление завода
Промышленный подъем России в 90-х годах XIX ст., тесно связанный с ним бурный рост рижской промышленности создавали значительный спрос на электротехническую продукцию: электрический двигатель находил себе все более и более широкое применение на фабриках и заводах. Эти годы характерны также массовым появлением электрического освещения в городах России.
Среди многочисленных заводов, основанных в Риге в конце 80 — начале 90-х годов XIX ст., был электротехнический завод, который принадлежал рижскому купцу, немецкому подданному Генриху Детману, владельцу оптического магазина и механической мастерской в Риге. В январе 1888 года Детман приобрел участок земли на окраине Риги по Петербургскому шоссе вместе с находившимся на этом участке одноэтажным фабричным зданием. После некоторых работ по переустройству и оборудованию здесь, в июне 1888 года, был открыт «Русско-Балтийский электротехнический завод» Детмана. Основание завода тесно связано с деятельностью выдающегося ученого-электротехника доцента Рижского политехнического института Энгельберта Арнольда. Э. Арнольд принял непосредственное участие в создании «Русско-Балтийского электротехнического завода» и возглавил техническое руководство им. Благодаря этому завод почти с самых первых дней своего существования наряду со сборкой динамо-машин из частей, получаемых из-за границы, стал также выпускать динамо-машины оригинальных конструкций.
Уже за первые два года существования завода его оборот составил около 100 000 рублей. По мере роста производства расширялись заводские помещения, увеличивалось количество рабочих завода. Если в 1890 году на заводе насчитывалось всего лишь 32 рабочих, то уже в 1896 году здесь работало вместе с мастерами 140 человек, в том числе 15 учеников, а в 1897 году - 180 рабочих.
Специфика производства требовала высоко квалифицированного труда, поэтому среди первых рабочих завода было много бывших кустарей и ремесленников, обладавших необходимыми производственными навыками для сложной и точной работы. В числе первых рабочих завода были талантливый самоучка шеф монтеров Иоганн Паллас, монтеры Якобсон и Фогель, слесари Пауль Ленерт, Иоганн Аустрин, ученики Евгений Виш, Оскар Берзин, Альфред Литтеман и другие.
В 1892 году за продукцию, экспонированную на IV Электротехнической выставке в Петербурге, завод получил серебряную медаль. В 1894-1898 годах здесь было изготовлено несколько крупных для того времени электрических двигателей: машины для «Русско-Балтийского вагоностроительного завода», фабрики резиновых изделий «Проводник», завода «Фельзер». В это же время заводом был выполнен подряд на электрическое оборудование строительства военного и коммерческого порта в Либаве (теперь Лиепая).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.