История ГП «ХЭМЗ» (Харьковский электромеханический завод), страница 2

«Русско-Балтийский электротехнический завод» развивался в условиях ожесточенной конкуренции. В 90-х годах XIX ст. во всех крупных городах России, в том числе и в Риге, возникли представительства германских, бельгийских, швейцарских и других электротехнических фирм, сбывавших свою продукцию на русском рынке. Ввиду того, что существовавший таможенный тариф, несколько сдерживал ввоз в Россию как готовых электро­технических изделий, так и полуфабрикатов для их производства, иностранные фирмы все шире прибегали к организации технических контор и электротехнических заводов в России. В результате, несмотря на выдаю­щийся вклад русских ученых в развитие электротехни­ки, в возникновении и развитии электротехнической промышленности в России преобладающую роль игра­ли иностранные капиталы.

Еще до возникновения «Русско-Балтийского электро­технического завода» крупнейшим электротехническим предприятием России было «Акционерное общество рус­ских заводов Сименс и Гальске», представлявшее фак­тически отделение германской фирмы того же названия. Наряду с «Сименсом и Гальске» действовало также «Общество электрического освещения 1886 года», хозяи­ном которого была немецкая компания «Licht und Kraft». Кроме этих дочерних отделений германских фирм, ши­рокую деятельность развернули также агентства неме­цкой компании «Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft» (AEG), различных бельгийских, швейцарских, англий­ских и американских электротехнических фирм, обществ и компаний. Непосредственно в Риге уже в 1889 году было открыто агентство фирмы «Сименс и Гальске», несколько позже здесь возникли отделения AEG, фир­мы «Вольта» и других.

В сложившихся условиях «Русско-Балтийский элек­тротехнический завод», оборотные капиталы которого были весьма ограничены, не смог выдержать конку­ренции с крупными иностранными фирмами и их дочерними «Русскими обществами» и был втянут в начавшийся тогда процесс образования крупных моно­полий в электротехнической промышленности. В 1897 году начались переговоры между Детманом и немецкой электротехнической компанией «Унион», во главе которой стоял крупнейший фабрикант оружия и боеприпасов Людвиг Леве. В ходе переговоров между Детманом и представителями «Униона» было достигну­то соглашение о передаче завода в ведение учреждаемого с 1 января 1898 года «Русского электрического общества «Унион». Генрих Детман получил за свой за­вод на 180 000 руб. акций нового общества и оставался на службе у «Униона» в качестве директора завода.

В новое общество были вложены значительные капи­талы. Основной капитал «Русского общества «Унион» составил 6 000 000 рублей. В качестве крупнейших ак­ционеров общества выступили немецкий Дрезденский банк, получивший около половины всех акций, Санкт-Петербургский международный коммерческий банк (в котором большую роль играли германские капиталы) и Санкт-Петербургский учетный и ссудный банк (также находившийся под значительным немецким влиянием). «Русское электрическое общество «Унион» с 1898 го­да начало большие работы по строительству новых за­водских корпусов и их техническому оборудованию. С 1898 по 1901 год на заводские постройки, земельные участки, станки, инструмент и различное оборудование было израсходовано около 4 000 000 рублей. После окончания строительства завод занимал площадь 61 569 кв. метров, из которых под фабричные здания было отведено 50 189 кв. метров. Были выстроены каменные здания главного машинного корпуса и пять флигелей пристроены к нему. Во флигелях разместились механическая мастерская, мастерская для производства аппаратов, штамповочная мастерская, мастерские рас­пределительных досок и инструментов. Отдельно от этих зданий были построены столярная для изготовления мо­делей, меднолитейная и кузница. При заводе была соору­жена крупная по тому времени электрическая станция, выстроены и оборудованы лаборатория, испытательная станция и ряд подсобных зданий. К заводу была подве­дена железнодорожная ветка. В цехах и мастерских завода было установлено свыше 400 различных станков и моторов. Вновь отстроенный завод начал действовать с октября 1900 года.

Таким образом, после перехода «Русско-Балтийско­го электротехнического завода» в собственность общест­ва «Унион» это прежде полукустарное предприятие пре­вратилось в один из крупных электротехнических заводов России. Быстро растет число рабочих, увеличивается выпуск  продукции,  осваиваются  новые  виды   электротехнических изделий. В 1900 году на «Унионе» (как теперь стал называться завод) работало уже 520 че­ловек. Несмотря на то, что в 1898-1900 годах завод находился в стадии строительства, неуклонно рос вы­пуск его продукции. Так, если за 1898 год и первые шесть месяцев 1899 года заводом было выпущено про­дукции на сумму 650238 рублей, то в 1900 году уже на 1 060 332 рубля.

Рассматривая условия труда и положение рабочих завода «Унион», нужно иметь в виду, что здесь специ­фика производства требовала значительного примене­ния высококвалифицированного труда. Именно потому на заводе складывалась группа сравнительно высоко­оплачиваемых рабочих, которые зарабатывали больше, нежели рабочие на других заводах. Слухи о «высоких» заработках на заводе «Унион» и сравнительно с другими предприятиями «легкие» и «чистые» условия работы привлекали туда много же­лающих. Попасть на завод было очень трудно. Как правило, для поступления требовалась крупная взятка мастеру или служащим заводоуправления. Эти обстоя­тельства администрация завода стремилась использовать для осуществления самых разнообразных форм эксплуа­тации рабочих. Официально продолжительность рабочего дня на заводе составляла 10 часов, а фактически почти все рабочие были обязаны работать еще 3 часа допол­нительно. Это замаскированное удлинение рабочего дня называлось «усиленными вечерними часами». Одной из форм эксплуатации было весьма продолжительное уче­ничество, которое длилось четыре года. За первый год работы ученики получали 2 коп. в час (20-22 коп. в день), за второй год - 3 коп. в час, за третий год - 4 коп. и за четвертый год - 5 коп. в час, хотя уже на третий и четвертый годы «ученик» выполнял норму подготовленного рабочего. Широко практиковались штрафы, носившие зачастую издевательский характер по отно­шению к личности рабочего и рассматривавшиеся адми­нистрацией как важное средство «поддержания дисцип­лины». Так, например, в 1902 году было взыскано штрафов 980 руб. 66 коп.