История ГП «ХЭМЗ» (Харьковский электромеханический завод), страница 4

Летом 1915 года серьезные бои завязались в непо­средственной близости от Риги. Эвакуация Риги была начата летом 1915 года. Всего из Риги в 1915 — начале 1916 годов было вывезено обо­рудование 352 предприятий вместе с полуфабрикатами и готовой продукцией и свыше 70 000 рабочих.

За июль и август 1915 года было демонтировано, по­гружено и вывезено частично в Петроград, Москву и главным образом в Харьков всего 1470 вагонов различ­ных грузов. Вместе с заводским имуществом эвакуиро­валась большая часть рабочих и служащих, а также члены их семей.

Из числа эвакуируемого заводского имущества бы­ло направлено в Петроград 280 вагонов, в Москву 88 ва­гонов и в Харьков 1102 вагона.

Харьков как центр, куда было перемещено основное оборудование, материалы и рабочая сила завода ВКЭ, был выбран, исходя из его близости к Донбассу и ме­таллургическим районам — главным потребителям мощ­ных электротехнических установок с тяжелыми машина­ми. Большое значение имела также возможность обес­печить здесь завод донецким углем. В перспективе предусматривалась также вероятность наладить в дальнейшем через Черное море экспорт элек­тромашин и аппаратов в Балканские страны и Турцию. Среди грузов, эвакуированных в Харьков, медь, бронза и алюминий занимали 68 загонов, заводское оборудование — 408 вагонов, готовые изделия — 72 ва­гона, полуфабрикаты — 236 вагонов, сырье — сортовое железо, жесть, отливки — 253 вагона и т. д. В Харьков было эвакуировано около 2000 рабочих с семьями и 250 служащих, в Петроград — свыше 450 рабочих и служащих.

Необходимо отметить, что в Москву, где был устроен военно-артиллерийский завод для изготовления дистан­ционных трубок, была эвакуирована весьма небольшая часть рабочих, так как работа на этом заводе не требо­вала специалистов-электротехников и поэтому преобла­дающая часть рабочих была нанята на месте. Временный завод в Петрограде просуществовал недолго. Уже с августа 1915 года началась отправки в Харьков части станков и оборудования, а к осени 1916 года все оборудование и материалы были пол­ностью перебазированы в Харьков. Сюда же переехало и большинство рабочих и служащих.               Таким образом, в Харьков в конце июля-начале ав­густа 1915 года прибыла большая часть рабочих и основ­ное оборудование завода ВКЭ.

В Харькове правлением общества был арендован у фирмы Гельферих-Саде на ее заводе сельскохозяй­ственных орудий (з-д «Серп и Молот») 3-й ряд построек: трехэтажный каменный корпус, где разместились механические цехи, обмоточные и часть производственных складов; второй этаж камен­ного двухэтажного корпуса был занят под инструмен­тальный цех, аппаратный отдел, коллекторный и ще­точный отделы; полуподвальное помещение каменного корпуса, куда после небольших работ по устройству окон, переборок и полов поместили трансформаторный отдел, отдел по ремонту динамо-машин и отделение же­лезнодорожной сигнализации; половина другого одноэтажного корпуса занята под склады. Кроме того, были спешно построены временные дощатые сараи для цент­рального склада, хранения неустановленных станков и машин, слесарной, литейной, кузницы и мраморной ма­стерской. К 19 декабря 1915 года в этих помещениях было уже установлено 365 действующих станков. Одновременно у Харьковской городской управы был приобретен на окраине города по Чугуевскому шоссе (Московский проспект) один  земельный участок площадью в 20 десятин, где с декабря 1915 года началось строительство корпусов нового завода.Перевод заводских   цехов в новые   помещения,   вы­строенные по Чугуевскому шоссе, начался с сентября 1916 года. К 1 октября 1916 года в новых зданиях было установлено 266 станков и работало 477 рабочих (штам­повочный, ремонтный, крано-ремонтный и прожекторныйцехи). В течение октября и ноября перебазирование на новый завод было почти полностью закончено.

            На территории в 20 квадратных десятин были вы­строены: корпус заводоуправления, главный корпус — машиностроительный цех - длиной 313 метров и ши­риной 65 метров, в котором было сосредоточено главное производство завода — динамо-машины и моторы; че­тырехэтажный корпус—аппаратный цех; столярный и ригельный цехи; кузница и литейная; центральная электрическая станция; склады материалов; централь­ный склад готовых изделий. Общая площадь мастер­ских, складов и конторских помещений составляла око­ло 8 гектаров. Новый завод был рассчитан на 4000 рабо­чих с доведением до 5000 человек при усиленной работе. Здесь были представлены все производства, существо­вавшие в Риге до войны, а также организован ряд новых производств для выполнения военных и других заказов. Основным производством завода по-прежнему оста­вались электрические машины постоянного и перемен­ного тока, но, кроме них, были созданы специализиро­ванные цехи по производству трамвайного и кранового оборудования, трансформаторов, судового электрическо­го оборудования, прожекторов, железнодорожной сигна­лизации и другие.

В первые же дни восстановления Советской власти в Харькове рабочие завода ВЭК приступили к налажи­ванию нормальной производственной деятельности своего предприятия. Условия были исключительно тяжелые. Не хватало электроэнергии, топлива, сырья, значительная часть квалифицированных рабочих находилась в Красной Армии. В городе ощущался острый недостаток продо­вольствия. Имевшиеся небольшие ресурсы топлива, мате­риалов, продуктов, обуви и одежды направлялись в пер­вую очередь для удовлетворения неотложных нужд Красной Армии. Но неустанная организаторская деятель­ность партийной ячейки,   трудовой   энтузиазм рабочих

Начиная с января 1919 года завод постепенно увеличивал выпуск трансформаторов, дина­мо-машин и электроаппаратуры.

К началу мая 1919 года на заводе уже работало свы­ше 400 человек. Организованная заводским комитетом бригада была командирована в Самару для реэвакуации в Харьков части вывезенных в свое время материалов. Принимались меры к упорядочению заработной платы. Специально созданная с этой целью расценочная комис­сия установила категории тарифных ставок рабочих и служащих.