Летом 1915 года серьезные бои завязались в непосредственной близости от Риги. Эвакуация Риги была начата летом 1915 года. Всего из Риги в 1915 — начале 1916 годов было вывезено оборудование 352 предприятий вместе с полуфабрикатами и готовой продукцией и свыше 70 000 рабочих.
За июль и август 1915 года было демонтировано, погружено и вывезено частично в Петроград, Москву и главным образом в Харьков всего 1470 вагонов различных грузов. Вместе с заводским имуществом эвакуировалась большая часть рабочих и служащих, а также члены их семей.
Из числа эвакуируемого заводского имущества было направлено в Петроград 280 вагонов, в Москву 88 вагонов и в Харьков 1102 вагона.
Харьков как центр, куда было перемещено основное оборудование, материалы и рабочая сила завода ВКЭ, был выбран, исходя из его близости к Донбассу и металлургическим районам — главным потребителям мощных электротехнических установок с тяжелыми машинами. Большое значение имела также возможность обеспечить здесь завод донецким углем. В перспективе предусматривалась также вероятность наладить в дальнейшем через Черное море экспорт электромашин и аппаратов в Балканские страны и Турцию. Среди грузов, эвакуированных в Харьков, медь, бронза и алюминий занимали 68 загонов, заводское оборудование — 408 вагонов, готовые изделия — 72 вагона, полуфабрикаты — 236 вагонов, сырье — сортовое железо, жесть, отливки — 253 вагона и т. д. В Харьков было эвакуировано около 2000 рабочих с семьями и 250 служащих, в Петроград — свыше 450 рабочих и служащих.
Необходимо отметить, что в Москву, где был устроен военно-артиллерийский завод для изготовления дистанционных трубок, была эвакуирована весьма небольшая часть рабочих, так как работа на этом заводе не требовала специалистов-электротехников и поэтому преобладающая часть рабочих была нанята на месте. Временный завод в Петрограде просуществовал недолго. Уже с августа 1915 года началась отправки в Харьков части станков и оборудования, а к осени 1916 года все оборудование и материалы были полностью перебазированы в Харьков. Сюда же переехало и большинство рабочих и служащих. Таким образом, в Харьков в конце июля-начале августа 1915 года прибыла большая часть рабочих и основное оборудование завода ВКЭ.
В Харькове правлением общества был арендован у фирмы Гельферих-Саде на ее заводе сельскохозяйственных орудий (з-д «Серп и Молот») 3-й ряд построек: трехэтажный каменный корпус, где разместились механические цехи, обмоточные и часть производственных складов; второй этаж каменного двухэтажного корпуса был занят под инструментальный цех, аппаратный отдел, коллекторный и щеточный отделы; полуподвальное помещение каменного корпуса, куда после небольших работ по устройству окон, переборок и полов поместили трансформаторный отдел, отдел по ремонту динамо-машин и отделение железнодорожной сигнализации; половина другого одноэтажного корпуса занята под склады. Кроме того, были спешно построены временные дощатые сараи для центрального склада, хранения неустановленных станков и машин, слесарной, литейной, кузницы и мраморной мастерской. К 19 декабря 1915 года в этих помещениях было уже установлено 365 действующих станков. Одновременно у Харьковской городской управы был приобретен на окраине города по Чугуевскому шоссе (Московский проспект) один земельный участок площадью в 20 десятин, где с декабря 1915 года началось строительство корпусов нового завода.Перевод заводских цехов в новые помещения, выстроенные по Чугуевскому шоссе, начался с сентября 1916 года. К 1 октября 1916 года в новых зданиях было установлено 266 станков и работало 477 рабочих (штамповочный, ремонтный, крано-ремонтный и прожекторныйцехи). В течение октября и ноября перебазирование на новый завод было почти полностью закончено.
На территории в 20 квадратных десятин были выстроены: корпус заводоуправления, главный корпус — машиностроительный цех - длиной 313 метров и шириной 65 метров, в котором было сосредоточено главное производство завода — динамо-машины и моторы; четырехэтажный корпус—аппаратный цех; столярный и ригельный цехи; кузница и литейная; центральная электрическая станция; склады материалов; центральный склад готовых изделий. Общая площадь мастерских, складов и конторских помещений составляла около 8 гектаров. Новый завод был рассчитан на 4000 рабочих с доведением до 5000 человек при усиленной работе. Здесь были представлены все производства, существовавшие в Риге до войны, а также организован ряд новых производств для выполнения военных и других заказов. Основным производством завода по-прежнему оставались электрические машины постоянного и переменного тока, но, кроме них, были созданы специализированные цехи по производству трамвайного и кранового оборудования, трансформаторов, судового электрического оборудования, прожекторов, железнодорожной сигнализации и другие.
В первые же дни восстановления Советской власти в Харькове рабочие завода ВЭК приступили к налаживанию нормальной производственной деятельности своего предприятия. Условия были исключительно тяжелые. Не хватало электроэнергии, топлива, сырья, значительная часть квалифицированных рабочих находилась в Красной Армии. В городе ощущался острый недостаток продовольствия. Имевшиеся небольшие ресурсы топлива, материалов, продуктов, обуви и одежды направлялись в первую очередь для удовлетворения неотложных нужд Красной Армии. Но неустанная организаторская деятельность партийной ячейки, трудовой энтузиазм рабочих
Начиная с января 1919 года завод постепенно увеличивал выпуск трансформаторов, динамо-машин и электроаппаратуры.
К началу мая 1919 года на заводе уже работало свыше 400 человек. Организованная заводским комитетом бригада была командирована в Самару для реэвакуации в Харьков части вывезенных в свое время материалов. Принимались меры к упорядочению заработной платы. Специально созданная с этой целью расценочная комиссия установила категории тарифных ставок рабочих и служащих.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.