История ГП «ХЭМЗ» (Харьковский электромеханический завод), страница 7

Лучшие образцы заводской продукции экспонирова­лись   на   Всесоюзной   выставке   достижений   народного хозяйства в Москве, в том числе машины постоянного тока единой серии, глубинные электродвигатели, устано­вочные автоматы, а также стиральные машины, электро­утюги, вентиляторы. Специальные стенды рассказывали о достижениях завода в области технологии производ­ства, большой интерес вызвала схема нового участка спиралей и стопочный метод их заливки.

Изделия ХЭМЗа были представлены также на Все­мирной выставке 1958 года в Брюсселе и международной ярмарке в Лейпциге. О высоком уровне советского элек­тромашиностроения свидетельствовали глубинные мо­торы, машины постоянного тока, аппаратура в тропиче­ском исполнении, командоконтроллеры, установочные автоматы, осветительные щитки.

Поставив перед собой задачу выпускать технически совершенные машины, хэмзовцы не ослабляли усилий в создании новых двигателей, аппаратов, систем. Цен­тральное конструкторское бюро подготовило, например, проекты непрерывного программного управления стро­гальным станком с импульсной подачей, усовершенство­вало и провело наладку тяжелого экскаватора.

Отдел заводских лабораторий, работавший в тесной связи с конструкторами, выполнил ряд важных для про­изводства научно-исследовательских тем. В частности, по его инициативе шестерни и некоторые другие сталь­ные, бронзовые и текстолитовые детали начали изготов­ляться из капрона.

Харьковский электромеханический завод и раньше был одним из крупных поставщиков электрооборудова­ния для новостроек страны, но география поставок значительно расширилась: изделия ХЭМЗа шли почти во все экономические рай­оны. Особенно весомым оказался вклад хэмзовцев в раз­витие черной металлургии. На предприятии были разработаны и изготовлены быстроходные моторы электро­приводов станов и блюмингов для Магнитогорского, Кузнецкого, Макеевского, Алчевского, Криворожского, Орско-Халиловского, «Запорожстали» и других метал­лургических заводов. Металлурги получили ряд сложных агрегатов, в том числе уникальных.

Трудились электромашиностроители над заказами для атомного ледокола «Ленин». Это были сложные машины, в особенности головные генераторы атомохода. Коллектив успешно справил­ся и с другим почетным заданием — изготовлением элек­тродвигателей для китобойных флотилий «Слава» и «Со­ветская  Украина». Гребные моторы с  маркой «ХЭМЗ» обеспечивали высокую быстроходность судов.

Без продукции электромеханического завода не обходилось ни одно сколько-нибудь значительное сооружение в нашей стране. Хэмзовцы также участвовали в строительстве Центрального стадиона имени В. И. Ле­нина в Москве. Завод изготовил для этого крупнейшего спортивного комплекса около 50 станций управления, более 800 установочных автоматов, свыше 250 освети­тельных щитков. Электрооборудованием, выпущенным на ХЭМЗе, оснащены Московский метрополитен, канал Северский Донец - Донбасс и другие широко известные сооружения.

Хэмзовцы, борясь за честь заводской марки, настой­чиво улучшали качество выпускаемых машин. Коломенскому заводу ХЭМЗ изготовил магнитные станции для укомплектования большого кару­сельного станка.

Все больший авторитет завоевывала продукция Харь­ковского электромеханического завода на мировом рын­ке. В начале 1958 года изделия ХЭМЗа шли в 27 стран мира, в том числе в страны социализма, а также в Ин­дию, Индонезию, Ирак, Египет, Афганистан, Ливан, Бирму, Аргентину, Турцию и др. Экспортировались машины постоянного тока, различные агрегаты, щитки «ПР», пульты и станции управления.

Памятными для трудящихся электромеханического завода останутся дни, когда выполнялся крупный заказ строителей Бхилайского металлургического комбината. Как известно, металлургические предприятия в Индии наряду с Советским Союзом сооружались также запад­ногерманскими и английскими фирмами. Естественно, что советские люди проявляли глубокую заинтересован­ность в том, чтобы построить Бхилайский комбинат на лучшей технической основе и в более сжатые сроки. Бхи­лайский комбинат вошел в строй раньше, чем пред­приятия, сооружавшиеся западногерманскими и англий­скими специалистами, и превосходил их по многим техническим показателям Этому успеху в немалой степени содействовал коллектив электромеханического завода, который с большим упорством и настойчивостью работал над выполнением заказа дружественного индийского народа.

Прежде всего необходимо было спроектировать ма­шины и аппараты в тропическом исполнении, найти самый эффективный изоляционный материал. При высо­кой температуре и большой влажности именно он в зна­чительной степени определял эксплуатационную надеж­ность электромашин и оборудования. Начались исследо­вания. На заводе оборудовали специальные помещения, в которых поддерживалась температура в 45-50 граду­сов выше нуля и создавалась высокая влажность. Здесь изучалось «поведение» металла в необычных условиях, действие на него грибков, распространенных в Индии.

ХЭМЗ отгрузил в Индию несколько сот электрических машин. Наглядное представление о масштабах выпол­ненной работы дает следующий пример. Только на щите управления загрузкой доменной печи было смонтировано около 1000 аппаратов и приводов, уложено 11 тысяч метров провода – количество, составлявшее месячную потребность аппаратного цеха.