Лучшие образцы заводской продукции экспонировались на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства в Москве, в том числе машины постоянного тока единой серии, глубинные электродвигатели, установочные автоматы, а также стиральные машины, электроутюги, вентиляторы. Специальные стенды рассказывали о достижениях завода в области технологии производства, большой интерес вызвала схема нового участка спиралей и стопочный метод их заливки.
Изделия ХЭМЗа были представлены также на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе и международной ярмарке в Лейпциге. О высоком уровне советского электромашиностроения свидетельствовали глубинные моторы, машины постоянного тока, аппаратура в тропическом исполнении, командоконтроллеры, установочные автоматы, осветительные щитки.
Поставив перед собой задачу выпускать технически совершенные машины, хэмзовцы не ослабляли усилий в создании новых двигателей, аппаратов, систем. Центральное конструкторское бюро подготовило, например, проекты непрерывного программного управления строгальным станком с импульсной подачей, усовершенствовало и провело наладку тяжелого экскаватора.
Отдел заводских лабораторий, работавший в тесной связи с конструкторами, выполнил ряд важных для производства научно-исследовательских тем. В частности, по его инициативе шестерни и некоторые другие стальные, бронзовые и текстолитовые детали начали изготовляться из капрона.
Харьковский электромеханический завод и раньше был одним из крупных поставщиков электрооборудования для новостроек страны, но география поставок значительно расширилась: изделия ХЭМЗа шли почти во все экономические районы. Особенно весомым оказался вклад хэмзовцев в развитие черной металлургии. На предприятии были разработаны и изготовлены быстроходные моторы электроприводов станов и блюмингов для Магнитогорского, Кузнецкого, Макеевского, Алчевского, Криворожского, Орско-Халиловского, «Запорожстали» и других металлургических заводов. Металлурги получили ряд сложных агрегатов, в том числе уникальных.
Трудились электромашиностроители над заказами для атомного ледокола «Ленин». Это были сложные машины, в особенности головные генераторы атомохода. Коллектив успешно справился и с другим почетным заданием — изготовлением электродвигателей для китобойных флотилий «Слава» и «Советская Украина». Гребные моторы с маркой «ХЭМЗ» обеспечивали высокую быстроходность судов.
Без продукции электромеханического завода не обходилось ни одно сколько-нибудь значительное сооружение в нашей стране. Хэмзовцы также участвовали в строительстве Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Москве. Завод изготовил для этого крупнейшего спортивного комплекса около 50 станций управления, более 800 установочных автоматов, свыше 250 осветительных щитков. Электрооборудованием, выпущенным на ХЭМЗе, оснащены Московский метрополитен, канал Северский Донец - Донбасс и другие широко известные сооружения.
Хэмзовцы, борясь за честь заводской марки, настойчиво улучшали качество выпускаемых машин. Коломенскому заводу ХЭМЗ изготовил магнитные станции для укомплектования большого карусельного станка.
Все больший авторитет завоевывала продукция Харьковского электромеханического завода на мировом рынке. В начале 1958 года изделия ХЭМЗа шли в 27 стран мира, в том числе в страны социализма, а также в Индию, Индонезию, Ирак, Египет, Афганистан, Ливан, Бирму, Аргентину, Турцию и др. Экспортировались машины постоянного тока, различные агрегаты, щитки «ПР», пульты и станции управления.
Памятными для трудящихся электромеханического завода останутся дни, когда выполнялся крупный заказ строителей Бхилайского металлургического комбината. Как известно, металлургические предприятия в Индии наряду с Советским Союзом сооружались также западногерманскими и английскими фирмами. Естественно, что советские люди проявляли глубокую заинтересованность в том, чтобы построить Бхилайский комбинат на лучшей технической основе и в более сжатые сроки. Бхилайский комбинат вошел в строй раньше, чем предприятия, сооружавшиеся западногерманскими и английскими специалистами, и превосходил их по многим техническим показателям Этому успеху в немалой степени содействовал коллектив электромеханического завода, который с большим упорством и настойчивостью работал над выполнением заказа дружественного индийского народа.
Прежде всего необходимо было спроектировать машины и аппараты в тропическом исполнении, найти самый эффективный изоляционный материал. При высокой температуре и большой влажности именно он в значительной степени определял эксплуатационную надежность электромашин и оборудования. Начались исследования. На заводе оборудовали специальные помещения, в которых поддерживалась температура в 45-50 градусов выше нуля и создавалась высокая влажность. Здесь изучалось «поведение» металла в необычных условиях, действие на него грибков, распространенных в Индии.
ХЭМЗ отгрузил в Индию несколько сот электрических машин. Наглядное представление о масштабах выполненной работы дает следующий пример. Только на щите управления загрузкой доменной печи было смонтировано около 1000 аппаратов и приводов, уложено 11 тысяч метров провода – количество, составлявшее месячную потребность аппаратного цеха.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.