Оживилась производственная деятельность. За период с января по июнь заводом было изготовлено 33 трансформатора и 1352 динамо-машины постоянного и трехфазного тока, а также значительное количество другой электротехнической аппаратуры.
Многие промышленные предприятия Харькова бездействовали. Однако завод «Электросила» № 1 продолжал работать. В течение 1920 года он выполнил ряд важных заказов для угольной промышленности Донбасса и Харьковского паровозостроительного завода.
Начало реконструкции завода
Хэмзовцы освоили производство новой продукции: моторов и аппаратуры облегченного типа. Мотор серии «Т» был легче своего предшественника на 40—50 процентов. Коллектив завода создал и новый универсальный закрытый мотор типа «УТ» с внутренней циркуляцией воздуха и наружным охлаждением. В этом моторе впервые нашли применение сварные станины. На конвейер было переведено производство рубильников.
Хэмзовцы значительно превзошли плановые наметки по выпуску продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда. Эти успехи на год ускорили переход завода на семичасовой рабочий день (ноябрь 1929 года).
ХЭМЗ стал одним из первых заводов-втузов. Здесь были созданы рабочий факультет, электротехникум и филиал электротехнического института. За пять лет (1930—1935 гг.) рабфак окончили 600 хэмзовцев.
Рабочие, специалисты завода всеми силами содействовали техническому прогрессу, укреплению экономики.
В 1931 году на ХЭМЗе -готовились к выпуску мощного агрегата для Алюминстроя. Изоляционные материалы предполагалось закупить в Германии, поскольку опыта изготовления изоляции для таких крупных машин не было. Но коллектив решил и в этом случае освободиться от импорта. Поиски увенчались успехом: инженеры К. Петров, К- Трайский наладили производство стекло-асбестовой массы.
Харьковской электростанции потребовался 28-панельный щит и 14-панельный пульт. Специалисты были настроены приобрести его за границей. «Мы сами сделаем щит,— заявили рабочие. Нечего зря тратить золото». Слово не разошлось с делом, заказ был выполнен.
В последние годы пятилетки коллектив ХЭМЗа освоил выпуск изделий, ранее ввозившихся из-за границы. Впервые был изготовлен мотор большого напряжения, за одни чертежи которого американская компания «Дженерал электрик» запросила 20 тысяч рублей золотом. Конструкторы завода создали первый советский скоростной максимальный автомат на 1500 ампер, 7 генераторов для Алюминстроя, мотор для угольного комбайна, являвшийся новинкой отечественной техники. Первый советский блюминг был оснащен аппаратурой автоматического управления, сделанной руками хэмзовцев.
Освоение новых машин сопровождалось большим производственным подъемом. Вот один из многих примеров. В далекой Армении на реке Дзорагет строилась гидроэлектростанция. Коллектив ХЭМЗа обязался досрочно изготовить для этой стройки трехфазный вертикальный генератор мощностью 10 тысяч киловатт и 500 оборотов в минуту. Рабочие, проявившие горячую заинтересованность в образцовом выполнении подобного заказа, заявили, что в машине не будет ни одной импортной детали. Они обратились к литейщикам Краматорского и Николаевского судостроительных заводов с призывом дать литье в срок и отличного качества.
Генератор был сконструирован старейшим специалистом завода К. И. Апситом и его помощниками – инженерами Бажановым и Котовым. Летом 1931 года в разгар работы завод облетела тревожная весть: в Армении землетрясение. Во многих цехах прошли митинги, участники которых выражали свою готовность помочь трудящимся братской республики быстрее ликвидировать последствия стихийного бедствия. На заседании производственного совещания было зачитано письмо строителей Дзорагэса, содержавшее просьбу ускорить изготовление генератора и тем самым обеспечить своевременный пуск гидроэлектростанции. Испытания прошли успешно, и 1 октября генератор был отправлен.
Становление и развитие ХЭМЗа
Ощутимый вклад внес коллектив ХЭМЗа в сооружение крупнейших строек — канала Москва-Волга и Московского метрополитена, для которых изготовил системы автоматического управления эскалаторами, тяговыми и понизительными подстанциями, насосными станциями и другое оборудование.
В январе 1937 года произошло слияние электромеханического и турбогенераторного заводов в одно предприятие – Харьковский электромеханический и турбогенераторный завод (ХЭТЗ).
За годы первой и второй пятилеток Харьковский электромеханический завод стал одним из ведущих предприятий отечественного электромашиностроения. Его корпуса раскинулись на территории, равной 36,7 гектара, или вдвое большей, чем она была к началу строительства. Число рабочих по сравнению с 1913 годом увеличилось в 4,5 раза и составляло в 1938 году 19 тысяч человек, в том числе 3275 инженерно-технических работников.
Но не только значительно вырос объем производства. Коренным образом изменилась номенклатура выпускаемых изделий. Рядом с сохранившимся мелким и средним машиностроением, почти полностью модернизированным, появилось крупное электромашиностроение. Народное хозяйство получало мощные электромоторы, автоматическое оборудование, новейшую высоковольтную аппаратуру. На металлургических заводах, угольных шахтах, нефтепромыслах, на большинстве электростанций работали паровые турбины, генераторы, электромоторы, созданные умелыми руками хэмзовцев.
Были достигнуты новые крупные успехи в выполнении сложных заказов правительства для наиболее важных строек и действующих предприятий страны.
Так, для Днепровского алюминиевого комбината были изготовлены мощные агрегаты, каждый из которых состоял из двух генераторов постоянного тока ПБК24/6 по 16 000 ампер и синхронного электродвигателя типа МС395-14/29 мощностью 10 150 киловатт. Такие генераторы были разработаны и сделаны впервые. Новая техника сменила ранее применявшиеся пятимашинные агрегаты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.