История ГП «ХЭМЗ» (Харьковский электромеханический завод), страница 6

Для насосной станции канала Москва-Волга хэм­зовцы построили вертикальные электродвигатели типа МС325 мощностью 3500 киловатт с 214 оборотами в ми­нуту. По заказу ХТЗ также впервые были разработаны и изготовлены генераторы мощностью 250 киловатт, они предназначались для высокочастотной закалки деталей трактора.

Завод успешно выполнил государственное задание по созданию защищенных электродвигателей типа МА200 мощностью от 10 до 100 киловатт. По своим техническим характеристикам эта серия машин была на уровне луч­ших зарубежных образцов.

Коллектив завода освоил производство турбогенера­торов мощностью 3500 киловатт с числом оборотов 3000 и даже 6000 в минуту. ХЭТЗ стал генеральным постав­щиком комплектного электрооборудования для метал­лургической, угольной, бумажной и других отраслей про­мышленности.

В начале Великой отечественной войны возникла необходимость перебазирования большого количества промышленных предприятий из районов,  подвергавшихся опасности оккупации, в глубокий тыл. Это явилось одной из наиболее трудных задач.

Одновременно с планомерной эвакуацией завод про­должал выпускать оборонную продукцию. Он прекратил   свою деятельность в Харькове лишь 21 октября 1941 го­да,  когда  линия  фронта  вплотную  подошла  к  городу. Харьковский электромеханический завод получил но­вую прописку в нескольких пунктах Поволжья, Урала и Сибири. Производство взрывобезопасного электрообору­дования развернулось на площадях трамвайного депо и автогаража в г. Кемерово, выпуск серийной аппарату­ры – в  так называемых Торговых рядах г. Ульяновска.  Цехи крупных машин были эвакуированы в г. Сверд­ловск на «Уралэлектроаппарат», машин постоянного то­ка – в г. Прокопьевск. Цех коммутационной аппарату­ры разместился в недостроенном Доме культуры в г. Уфе, цехи реле и спецаппаратуры – в зданиях клуба строителей, строительного и педагогического технику­мов г. Чебоксар. Лаковое производство было разверну­то на  Бобровском   лесомеханическом  заводе.   

23 августа 1943 года войска Красной Армии, освобо­дившие Харьков, были радостно встречены населением города. После освобождения города полностью был разрушен гигант электромашиностроения - ХЭМЗ. Были выведены из строя почти все 150 тысяч квадратных метров производ­ственной площади. Лежали также в руинах аппаратный, сварочный, литейный, крепежный цехи, корпус малых машин постоянного тока, главная контора, фабрика-кухня, склады, энергетическое хозяй­ство. Были взорваны все подъездные пути и уничтожен внутризаводской транспорт. Предстояло возродить разрушенное предприятие, ликвидировать последствия.

Для оказания помощи хэмзовцам в очистке террито­рии и цехов от мусора и щебня по инициативе городской и районной партийных организаций было проведено че­тыре воскресника, прошедших с огромным политическим и трудовым подъемом. В них участвовали жены рабочих, домохозяйки, трудящиеся города.

Осенью 1943 года одной из главных задач стала под­готовка к зиме заводских корпусов, поврежденных в ре­зультате пожаров и взрывов. Не имея, строительной орга­низации, коллектив завода своими силами восстановил крышу главного корпуса.

По мере восстановления машинного корпуса и других  зданий вступали в эксплуатацию производственные цеха. Первым начал работать динаморемонтный цех, произ­водивший ремонт электромашин для Красной Армии. Уже в сентябре и октябре 1943 года, находясь в трудных условиях, хэмзовцы изготовили и отремонтировали 171 машину и 1132 аппарата.

Сразу же после освобождения Харькова перед коллективом завода была поставлена задача построить временную электроустановку до восстановления городской энергосистемы. 5 сентября 1943 года город получил первый ток. В качестве двигателя был использован  паровоз,  установленный   на  специальном фунда­менте.  Усилиями хэмзовцев возвращался к жизни ряд других предприятий Харькова.

Высокая сознательность коллектива, огромный  пат­риотический подъем, царивший на предприятии, обеспе­чивали достижение новых   трудовых успехов.  Один за другим вступали в строй цехи, налаживалось производ­ство, увеличивался выпуск продукции.

На восстановленных производственных площадях со­здавались новые цехи и производства, в частности элек­тробуров. Все это должно было ускорить темпы развития различных отраслей народного хозяйства: угольной и нефтяной промышленности, металлургии, энергетики, станкостроения, и в первую очередь обеспечить восста­новление крупнейшей промышленной базы страны – Донбасса.

По инициативе трудящихся завода началось восста­новление двух больниц, школы, детских яслей и культур­но-просветительных учреждений. Хэмзовцы своими сила­ми восстановили два корпуса 2-й совбольницы, здание 122-й школы, оборудовали госпиталь, участвовали в вос­становлении 3-й поликлиники, районного Дворца культу­ры (ныне Дворец культуры ХЭМЗа) и других объектов. И все это делалось во внеурочное время, после напряжен­ного трудового дня.

Много усилий, знаний, опыта потребовало создание машин постоянного тока единой серии «П» взамен уста­ревшей «ПН». Вес новых двигателей, трудоемкость их изготовления были значительно сокращены за счет при­менения экономичных материалов и унификации узлов. Созданные хэмзовцами машины постоянного тока нахо­дились на уровне лучших мировых стандартов, а в неко­торых отношениях даже превосходили их.

Достижением конструкторской и инженерной мысли явился и ряд других машин с маркой ХЭМЗа. Это — уникальный электродвигатель для Кузнецкого метал­лургического комбината мощностью 10 тысяч л. с, двигатель к сахарной центрифуге, который позволял осущест­вить полную автоматизацию процесса фугования (отде­ления сахара от патоки), электропривод для нефтебуров. Подъемные лебедки экскаватора оснастились 130-тонным электродвигателем с более высоким коэффициен­том полезного действия, станкостроительная промышлен­ность получила импульсные генераторы, увеличившие производительность труда на обработке металлов более чем в 10 раз. Примерно за два года на ХЭМЗе было раз­работано свыше 60 типоразмеров крупных электрических машин для металлургической, угольной, нефтяной и хи­мической промышленности, 200 типоразмеров электро­аппаратов, станций управления, пультпанелей, щитов распределительных пунктов и т. д.