Для насосной станции канала Москва-Волга хэмзовцы построили вертикальные электродвигатели типа МС325 мощностью 3500 киловатт с 214 оборотами в минуту. По заказу ХТЗ также впервые были разработаны и изготовлены генераторы мощностью 250 киловатт, они предназначались для высокочастотной закалки деталей трактора.
Завод успешно выполнил государственное задание по созданию защищенных электродвигателей типа МА200 мощностью от 10 до 100 киловатт. По своим техническим характеристикам эта серия машин была на уровне лучших зарубежных образцов.
Коллектив завода освоил производство турбогенераторов мощностью 3500 киловатт с числом оборотов 3000 и даже 6000 в минуту. ХЭТЗ стал генеральным поставщиком комплектного электрооборудования для металлургической, угольной, бумажной и других отраслей промышленности.
В начале Великой отечественной войны возникла необходимость перебазирования большого количества промышленных предприятий из районов, подвергавшихся опасности оккупации, в глубокий тыл. Это явилось одной из наиболее трудных задач.
Одновременно с планомерной эвакуацией завод продолжал выпускать оборонную продукцию. Он прекратил свою деятельность в Харькове лишь 21 октября 1941 года, когда линия фронта вплотную подошла к городу. Харьковский электромеханический завод получил новую прописку в нескольких пунктах Поволжья, Урала и Сибири. Производство взрывобезопасного электрооборудования развернулось на площадях трамвайного депо и автогаража в г. Кемерово, выпуск серийной аппаратуры – в так называемых Торговых рядах г. Ульяновска. Цехи крупных машин были эвакуированы в г. Свердловск на «Уралэлектроаппарат», машин постоянного тока – в г. Прокопьевск. Цех коммутационной аппаратуры разместился в недостроенном Доме культуры в г. Уфе, цехи реле и спецаппаратуры – в зданиях клуба строителей, строительного и педагогического техникумов г. Чебоксар. Лаковое производство было развернуто на Бобровском лесомеханическом заводе.
23 августа 1943 года войска Красной Армии, освободившие Харьков, были радостно встречены населением города. После освобождения города полностью был разрушен гигант электромашиностроения - ХЭМЗ. Были выведены из строя почти все 150 тысяч квадратных метров производственной площади. Лежали также в руинах аппаратный, сварочный, литейный, крепежный цехи, корпус малых машин постоянного тока, главная контора, фабрика-кухня, склады, энергетическое хозяйство. Были взорваны все подъездные пути и уничтожен внутризаводской транспорт. Предстояло возродить разрушенное предприятие, ликвидировать последствия.
Для оказания помощи хэмзовцам в очистке территории и цехов от мусора и щебня по инициативе городской и районной партийных организаций было проведено четыре воскресника, прошедших с огромным политическим и трудовым подъемом. В них участвовали жены рабочих, домохозяйки, трудящиеся города.
Осенью 1943 года одной из главных задач стала подготовка к зиме заводских корпусов, поврежденных в результате пожаров и взрывов. Не имея, строительной организации, коллектив завода своими силами восстановил крышу главного корпуса.
По мере восстановления машинного корпуса и других зданий вступали в эксплуатацию производственные цеха. Первым начал работать динаморемонтный цех, производивший ремонт электромашин для Красной Армии. Уже в сентябре и октябре 1943 года, находясь в трудных условиях, хэмзовцы изготовили и отремонтировали 171 машину и 1132 аппарата.
Сразу же после освобождения Харькова перед коллективом завода была поставлена задача построить временную электроустановку до восстановления городской энергосистемы. 5 сентября 1943 года город получил первый ток. В качестве двигателя был использован паровоз, установленный на специальном фундаменте. Усилиями хэмзовцев возвращался к жизни ряд других предприятий Харькова.
Высокая сознательность коллектива, огромный патриотический подъем, царивший на предприятии, обеспечивали достижение новых трудовых успехов. Один за другим вступали в строй цехи, налаживалось производство, увеличивался выпуск продукции.
На восстановленных производственных площадях создавались новые цехи и производства, в частности электробуров. Все это должно было ускорить темпы развития различных отраслей народного хозяйства: угольной и нефтяной промышленности, металлургии, энергетики, станкостроения, и в первую очередь обеспечить восстановление крупнейшей промышленной базы страны – Донбасса.
По инициативе трудящихся завода началось восстановление двух больниц, школы, детских яслей и культурно-просветительных учреждений. Хэмзовцы своими силами восстановили два корпуса 2-й совбольницы, здание 122-й школы, оборудовали госпиталь, участвовали в восстановлении 3-й поликлиники, районного Дворца культуры (ныне Дворец культуры ХЭМЗа) и других объектов. И все это делалось во внеурочное время, после напряженного трудового дня.
Много усилий, знаний, опыта потребовало создание машин постоянного тока единой серии «П» взамен устаревшей «ПН». Вес новых двигателей, трудоемкость их изготовления были значительно сокращены за счет применения экономичных материалов и унификации узлов. Созданные хэмзовцами машины постоянного тока находились на уровне лучших мировых стандартов, а в некоторых отношениях даже превосходили их.
Достижением конструкторской и инженерной мысли явился и ряд других машин с маркой ХЭМЗа. Это — уникальный электродвигатель для Кузнецкого металлургического комбината мощностью 10 тысяч л. с, двигатель к сахарной центрифуге, который позволял осуществить полную автоматизацию процесса фугования (отделения сахара от патоки), электропривод для нефтебуров. Подъемные лебедки экскаватора оснастились 130-тонным электродвигателем с более высоким коэффициентом полезного действия, станкостроительная промышленность получила импульсные генераторы, увеличившие производительность труда на обработке металлов более чем в 10 раз. Примерно за два года на ХЭМЗе было разработано свыше 60 типоразмеров крупных электрических машин для металлургической, угольной, нефтяной и химической промышленности, 200 типоразмеров электроаппаратов, станций управления, пультпанелей, щитов распределительных пунктов и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.