История ГП «ХЭМЗ» (Харьковский электромеханический завод)

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НТУ «ХПИ»

Контрольная работа (реферат)  по курсу

”История науки и техники”

Тема:  "История ГП «ХЭМЗ»(Харьковский электромеханический завод)."

                  Выполнил:

                   ст. зачного факультета

                                                                   гр. ЕМБЗ-16

                                                                                            Максимовский А.В. ________

                                                              Проверил:

                                                                                          _________________________                                            

         Дата          ________________                                                                      

г.Харьков

    2008г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ……………………………………………………………………………3

Основание и становление завода …………………………………………………4

Кризис завода, переезд в г. Харьков………………………………………………7

Начало реконструкции завода………………………………………………………10

Становление и развитие ХЭМЗа …………………………………………………...11

ХЭМЗ в настоящее время…………………………………………………………...16

Заключение …………………………………………………………………………18

Список источников информации .……………………………………………….19

Введение

После падения крепостного права в 1861 быстрее и быстрее развивались города, росли фабрики и заводы, строились железные дороги. После реформы 1861 года стремительно развивалось железнодорожное строительство, что способствовало втя­гиванию во внутренний рынок все новых и новых районов. В 80-90-х годах XIX ст. быстро росла промышленность и торговля Прибалтики и   особенно   ее    крупнейшего   города - Риги.    Уже   в 1879 году Рига по числу промышленных рабочих заняла третье место среди городов России (без Польши) усту­пая, правда, весьма значительно, лишь Петербургу и Москве. Быстрый рост рижской промышленности обус­ловливали такие факторы, как удобное географическое расположение Риги — крупнейшего морского порта, строительство железных дорог, связавших Ригу с эко­номически важными районами страны, наличие у город­ского купечества значительных капиталов, накопленных в результате крупных торгово-посреднических операций в предшествующие годы.

Начиная с 80-х годов XIX ст. в промышленность Риги все больше и больше проникают иностранные, главным образом немецкие, капиталы. Иностранцев привлекала близость Риги к западно-европейским цент­рам, большой приток рабочих, как из местных деревень, так и из внутренних русских губерний и сравнительная дешевизна рабочей силы, которая давала возможность получения высоких прибылей. Превратить Россию в свою полуколонию, выжать из нее все возможное для собственного обогащения — таковы были стремления иностранных капиталлов.

Важной особенностью промышленности Риги было преобладание сравнительно крупных предприятий, при­чем по мере роста промышленности города концентра­ция ее все увеличивалась. Так, если в 1890 году на риж­ских предприятиях, насчитывавших более 100 рабочих, было занято 11899 человек, то в 1896 году — 28604, а в 1900 году — 37 414 рабочих. В промышленности города большую роль играла обработка металлов, и ведущими были ме­таллисты, которые к концу 90-х годов XIX ст. составляли 36% всех рабочих города.

Реформа 1861 года еще более уси­лила классовое расслоение крестьянства, а также от­менила ряд прежних стеснений и ограничений, при­вязывавших беднейшее сельское население к земле, и тем самым способствовала быстрому росту городов Прибалтики.  Тысячи  крестьян-бедняков  покидали  села и искали работы в городе. Бурный рост промышлен­ности в городах Прибалтики в большом количестве привлекал также рабочих из ближайших губерний Рос­сии (Псковской, Витебской и др.). Известную часть рижского рабочего класса составляли так­же рабочие бывших мануфактур и разорившиеся мелкие ремесленники.

Основание и становление завода

Промышленный подъем России в 90-х годах XIX ст., тесно связанный с ним бурный рост рижской промыш­ленности создавали значительный спрос на электротех­ническую продукцию: электрический двигатель находил себе все более и более широкое применение на фабри­ках и заводах. Эти годы характерны также массовым появлением электрического освещения в городах России.

Среди многочисленных заводов, основанных в Риге в конце 80 — начале 90-х годов XIX ст., был электро­технический завод, который принадлежал рижскому купцу, немецкому подданному Генриху Детману, вла­дельцу оптического магазина и механической мастер­ской в Риге. В январе 1888 года Детман приобрел учас­ток земли на окраине Риги по Петербургскому шоссе вместе с находившимся на этом участке одноэтажным фабричным зданием. После некоторых работ по пере­устройству и оборудованию здесь, в июне 1888 года, был открыт «Русско-Балтийский электротехнический завод» Детмана. Основание завода тесно связано с деятельностью выдающегося ученого-электротехника доцента Рижского политехнического института Энгельберта Арнольда. Э. Арнольд принял непосредственное участие в создании «Русско-Балтийского электротехнического завода» и воз­главил техническое руководство им. Благодаря этому завод почти с самых первых дней своего существования наряду со сборкой динамо-машин из частей, получаемых из-за границы, стал также выпускать динамо-машины оригинальных конструкций.

Уже за первые два года существования завода его оборот составил около 100 000 рублей. По мере роста производства расширялись заводские помещения, увеличивалось количество рабочих завода. Если в 1890 году на заводе насчитывалось всего лишь 32 рабочих, то уже в 1896 году здесь работало вместе с мастерами 140 человек, в том числе 15 учеников, а в 1897 году - 180 рабочих.

Специфика  производства требовала высоко­ квалифицированного труда, поэтому среди первых рабочих завода было много бывших кустарей и ремесленников, обладавших необходимыми производственными навыками для  сложной и точной работы. В числе первых рабочих завода были талантливый самоучка шеф монтеров Иоганн Паллас, монтеры Якобсон и Фогель, слесари Пауль Ленерт, Иоганн Аустрин, ученики Евгений Виш, Оскар Берзин, Альфред Литтеман и другие.

В 1892 году за продукцию, экспонированную на IV Электротехнической выставке в Петербурге, завод по­лучил серебряную медаль. В 1894-1898 годах здесь было изготовлено несколько крупных для того времени электрических двигателей: машины для «Русско-Бал­тийского вагоностроительного завода», фабрики рези­новых изделий «Проводник», завода «Фельзер». В это же время заводом был выполнен подряд на электри­ческое оборудование строительства военного и коммер­ческого порта в Либаве (теперь Лиепая).

Похожие материалы

Информация о работе