61. Духовная, культурная и общественно-политическая жизнь СССР в послевоенный период (1946-март 1953г.г.).
В общественно – полит. Жизни: Победа в великой отеч. Войне изменила психологию людей-возросло чусво патриотизма, достоинстваюВ послевоенный период не существовало разобщенности в обществе. Решающую роль в формировании общественного сознания сыграло государство. Проведена мощнейшая патриотическая воспитательная работа через провозглашение идей советского государства. (Кара-Мурза. Манипуляция сознанием).
Формируется образ врага к представителям из капиталистического лагеря. Начинается идеологическое соперничество с капиталистическими странами.
После войны значительная часть населения под влиянием победы полагала, что наступит ослабление тоталитарного режима. Начинается волна неодекабристского движения, т.к. контакты русских солдат с антигитлеровской коалицией. Растёт критика Но четких организаций не было.
Столкновение двух тенденций:
После войны происходит ужесточение режима.- развивается Партократия, власть партии над всеми сферами жизни общества.
По отношению к обществу произошло ужесточение – повышенные сборы, преследование религиозных лидеров и католической церкви, нападки на баптистов.
Усиление карательных структур – министерства внутренних дел и министерства безопасности. Открыта сеть лагерей для возвращенных военнопленных. Сталин сосредоточил в своих руках все сферы управления страной. Занимал 10 постов. Во время этого идёт процесс смещения с одних постов и замещения их другими и зачистка руководства.
В декабре 1945г. – Берия отстранен от руководства НКВД, занимался вопросами административного управления. На место Берии назначен Круглов. В составе высших руководящих структур появляется молодое поколение – Косыгин, Вознесенский и Жданов.
В начале 50 –х годов увеличение числа партийных структур в центре и на местах.
Возвращаются послевоенные репрессии. Одним из первых под внимание Сталина попал Жуков. В июне 1946г. состоялось заседание высшего военного совета (Конев, Рокоссовский, Василевский). Жукова обвинили в присвоении заслуг, нерациональном использовании людских ресурсов (погибло якобы в 2раза больше людей из–за него), поставили под сомнение разграбление трофеев Герм. Настоящая причина этого дела крылась в росте популярности Жукова => Сталин боялся государственного переворота. Жуков освобожден от должности командования сухопутными войсками и назначен командующим Одесским округом. Там он приобретает популярность за счет борьбы с криминалом. Его отправляют за Урал.
1946г. – дело авиаторов. Обвинялись Новиков и Шахурин в создании некачественных самолетов.
1948-1950г.г. «Ленинградское дело». Повод – смерть Жданова. Ленинградская организация обвинена в подготовке гос. переворота. На самом деле Сталин боялся оппозиционного центра – Ленинграда.
1952 – 1953г.г. – дело врачей. В 1948г. умер Жданов, возглавлявший обком партии. Врачи кремлевской больницы обвинялись в неквалифицированном лечении (донесла Тимашук). Арест ведущих советских медиков: Егоров, Виноградов, Коган, Гринштейн др.
Разворачивается антисемитизм – борьба с евреями. Создан был еврейский антифашистский комитет (во главе Михоэлс). Во время войны были установлены связи с иностранными евреями, в результате решен вопрос по материальному обеспечению Российской армии. Сталину не нравились связи с иностранцами.
Культура.
После войны у интеллигенции возникли надежды на либерализацию курса. В период ВОВ устанавливаются контакты с западной интеллигенцией. Красная армия побывала за границе – расширился кругозор. Но в послевоенное время государственная политика наоборот сводилась к ужесточению отношения к советской интеллигенции. На рубеже 40- 50 –хг.г. XXв. Для культуры устанавливается политика «железного занавеса», осуществляется борьба с космополитизмом. Это было связанно непосредственно с той политикой, которую проводил Сталин в послевоенные годы. Историки характеризуют его политику, как ужесточение внутреннего курса, связывают с болезнью Сталина – «манией преследования». Он боялся возникновения оппозиции внутри государства.
Историки не исключают тот факт, что во время ВОВ некоторые военные операции проходили, не совсем гладко, были просчеты. Причиной ужесточения курса по отношению к интеллигенции была боязнь обнажить действительность.
Одна из первых нападок сталинской политики пришлась на литературу. Критике подверглись журналы «Звезда», «Ленинград», писатели Зощенко, Ахматова. Их обвинили в том, что они порочат советскую культуру. Критикой Сталинская политика не ограничивалась. Известны случаи, когда писатели находились под следствием, на пример, Маршак.
Образование.
На послевоенный период приходится развитие системы образования до семи классов. Увеличивается число людей с высшим техническим образованием, готовят инженеров, агрономов. Развиваются в основном технические науки, что связано с процессами восстановления экономики в послевоенные годы (приоритет отдавался развитию тяжелой индустрии). Критике подверглась генетика и кибернетика. Ужесточилась политика по отношению к театру и кино. Критиковались пьесы, которые не прославляют коммунистический строй.
Восстановление материально-технической базы ВУЗов, системы народного образования. Появляются специализированные учебные заведения для детей заключенных – ремесленные училища.
Развитие научной сферы, ядерной физики.( Курчатов- автор ядерного проекта, Ландау)
Пострадала в этот период генетика( сессия ВАСХНИЛ), в результате которой генетика была признана лженаукой.
В лит-ре преобладает военная тематика:;Твардовский « Василий Теркин»; Симонов « Живые и мертвые»; Полевой « Повесть о современном человеке»,Фадеев « Разгром»
Развивается кинематограф: ; Пырьев «Кубанские казаки»; Александров « Весна»; Детский кинематограф- « Золушка»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.