Бюджет продаж – первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета, т.к. оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты.
В данной курсовой работе бюджет продаж составляется на плановый год с помесячной декомпозицией в натуральных и стоимостных показателях. Месячные показатели бюджета продаж прогнозируются с учетом уровня потребительского спроса на каждый вид продукции предприятия, уровня планируемой производственной мощности и инфляционных ожиданий. [9]
Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Исходные данные к расчету задания №1 «Прогноз бюджета продаж»
Факт предпланового года |
Вариант 9 |
||
Продажи, тыс.ед.: |
|||
- продукция А |
360 |
||
- продукция Б |
30 |
||
- продукция В |
520 |
||
Цена, руб./ед.: |
|||
- продукция А |
600 |
||
- продукция Б |
1000 |
||
- продукция В |
150 |
||
Максимальный выпуск продукции в календарный месяц (ВПКМ), |
|||
тыс.ед.: |
|||
- продукция А |
46 |
||
- продукция Б |
8 |
||
- продукция В |
32 |
||
Спрос на рынке |
А |
Б |
В |
Январь |
48 |
9 |
30 |
Февраль |
46 |
7 |
32 |
Март |
39 |
8 |
33 |
Апрель |
39 |
7 |
34 |
Май |
42 |
7 |
34 |
Июнь |
42 |
6 |
30 |
Июль |
48 |
6 |
30 |
Август |
50 |
6 |
29 |
Продолжение таблицы 1 |
|||
Сентябрь |
51 |
10 |
29 |
Октябрь |
50 |
11 |
14 |
Ноябрь |
47 |
12 |
16 |
Декабрь |
48 |
12 |
16 |
Ожидаемая инфляция за месяц, % |
0,7 |
||
Ремонт оборудования при производстве (х): |
|||
- продукция А |
Февраль(9) |
||
- продукция Б |
|||
- продукция В |
Октябрь (3) |
Бюджет продаж составляется в виде таблицы и представлен в таблице 5.
Исходные данные для составления прогноза бюджета продаж представлены в таблице 1.
В бюджете продаж вначале фиксируются натуральные показатели в единицах по видам продукции, плановые цены на начало января и информация по отчётным данным предпланового года (факт).
Если месячная инфляция составляет 0,7 %, то индекс инфляции в январе будет равен 1,007, в феврале1,0072, в ноябре 1,00711 и т.д.
Разработка бюджета продаж осуществляется в следующей последовательности:
1 Фактические (базовые) показатели за предплановый год вносятся в таблицу 5 (из исходных данных) и рассчитываются запланированные продажи тыс.руб.
2 По каждому виду прогнозируемой для продажи продукции рассчитываются её максимальные месячные выпуски, причём в исходных данных к таблице 5 приводятся максимальные выпуски продукции в календарное время месяц, принятые с учётом нормативного коэффициента, использования производственной мощности Ким, то есть
, (1)
где ВПкм - максимальный выпуск продукции в календарный месяц, единиц;
ПМим - производственная мощность, единиц.
Следует учитывать, что фирма не может работать непрерывно. Ей необходимы остановки на ремонт оборудования и планируемые текущие простои. Поэтому необходимо помнить, что продукция про изводится только В фактическое время работы оборудования.
При планировании объёма продаж в натуральных единицах следует пользоваться правилами:
а) если в данный плановый месяц не планируется ремонт, то максимальный выпуск продукции в фактическое время работы данного месяца (ВПфм) рассчитывается с учётом процента текущих простоев (tm) по формуле:
(2)
где tmn, - величина текущих простоев в %.
ВПкм - выпуск продукции в календарный месяц, ед.
Значение ВПфм используется для сравнения с величиной прогнозируемого спроса за этот месяц (по шкале спроса).
ВПфмА = 46 х (1 - 5%/100) = 43,7 тыс.ед.,
ВПфмБ = 8 х (1 - 5%/100) = 6,4 тыс.ед.,
ВПфмВ = 32 х (1 - 5%/100) = 30,4 тыс.ед.
б) если в данный плановый месяц будет проводиться ремонт оборудования, то величина ВПфм рассчитывается по формуле:
(3)
где СВрем - снижение выпуска (потери) продукции за время простоев оборудования на ремонте, единиц.
ВПфмА = (46-9) х (1 - 5%/100) = 35 тыс.ед.,
ВПфмВ = (32-3) х (1 - 5%/100) = 27,5 тыс.ед.,
Величина ВПФМ каждого месяца сопоставляется (сравнивается) с величиной прогнозируемого спроса соответствующего месяца (по заданной шкале).
При прогнозировании объёма продаж может возникнуть несколько ситуаций:
1. Если величина месячного спроса превышает значение ВПфм, то объём продаж в натуральных единицах планируется в объёме ВПфм для соответствующего месяца.
2. Если величина спроса в плановом периоде оказалась ниже, чем ВПфм то плановый выпуск продукции в натуральных единицах принимается по величине спроса.
а) если спрос систематически ниже, чем ВПфм, то следует в план объёма продаж принять величину спроса.
б) если рыночный спрос на эту продукцию с какого либо месяца стал превышать ВПфм, то прогноз объёма продаж в эти месяцы принимается в размере величины ВПфм, плюс те запасы продукции, которые скопились на складе предприятия и могут при соответствующем спросе на них быть проданными в эти месяцы. Остатки готовой продукции на складе определяются как разность между величиной ВПфм за эти месяцы и величиной спроса. Следовательно, в последующие месяцы планового года, в которых спрос будет выше величины ВПфм, часть произведённой продукции предыдущих периодов из остатка запаса должна быть направлена на продажу.
Таблица 2 - Прогноз продаж продукции А
Наименование |
Месяц планового года |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
ВП |
43,7 |
35,15 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
Спрос |
48 |
46 |
39 |
39 |
42 |
42 |
48 |
50 |
51 |
50 |
47 |
45 |
Предварительный прогноз |
43,7 |
35,15 |
39 |
39 |
42 |
42 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
Окончательный прогноз |
43,7 |
43,7 |
39 |
39 |
42 |
42 |
47,8 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
43,7 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.