Использование маржинального анализа для формирования оптимальной структуры продаж, страница 2

Предприятие имеет хороший запас финансовой прочности, равный  44,5% и эффект производственного рычага 2,25. Самые низкие значения коэффициента валовой маржи приходятся на  панели, операционного рычага на плиту марки Л-50.

Самое высокое значение коэффициента валовой маржи и операционного рычага приходится на плиту марки ПТ-150. Производство данного вида продукции (с максимальным значением эффекта производственного рычага) является наиболее рискованным, так как снижение выручки окажет наибольшее влияние на снижение прибыли. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации, скажем на 5 %, прибыль возрастет на 5 %·2,64=13,2 %; при снижении выручки от реализации на 10 % произойдет снижение прибыли на 10 %·2,64=26,4 %.

Используя маржинальный анализ и решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно принимать решения по увеличению или уменьшению не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастает прибыль.

Анализ динамики объемов производства, проведенный во второй главе, показал, что за анализируемый период происходит значительной снижение спроса на маты прошивные, при этом растет спрос на плиты теплоизоляционные на синтетическом связующем. Высокий спрос приходится на плиты марок  ПТ-175 (темп роста 354 %) и Л-50  (темп роста 306 %).

Для решения задачи оптимизации структуры продаж необходимо учитывать факторы ограничения. Такими факторами могут быть: мощность оборудования, наличие квалифицированной рабочей силы, оборотные средства, емкость рынка сбыта, сырьевая база и другие.

Производство МП, плит марок «Л» и «ПТ» и плит марок «Венти» и БСТВ осуществляется на разных производственных линиях. Выпуск панелей является совместным производством.

По данным отдела маркетинга для наращивания производства плит в цехе № 1 была проведена реконструкция производственного оборудования. Данное мероприятие позволяет на одной конвейерной линии производить не только маты и плиты теплоизоляционные, но и ввести в производство выпуск плит легких марок.

В данной ситуации ограничивающим фактором является производственная мощность оборудования и спрос. Следовательно, невозможно увеличить производство какого-либо вида продукции без уменьшения производства другого.

По информации, полученной в отделе маркетинга на основе исследования потребительского спроса, стало известно, что плита марки ПТ175 могла быть реализована в объеме 18 тыс. м³, а плита Л-50 в объеме  30 тыс. м³.

С учетом вышеизложенного предлагается использование маржинального анализа для формирования оптимальной производственной структуры с наилучшими значениями показателей эффективности.

Для решения данной задачи в рамках прежнего натурального объема производства необходимо на основе маржинального анализа просчитать эффект от предложения изменить структуру продаж. При этом оптимальным вариантом было бы сокращение производства панелей, так как данный вид продукции имеет наименьшее значение коэффициента валовой маржи в общей структуре выпуска, (но данное производства не связано с выпуском плит и матов). В структуре производства, осуществляемого на одной линии, самый низкий коэффициент валовой маржи имеет плита марки Л-75. Данный вид продукции относительно новый, нецелесообразно будет снижать его производство. С учетом фактора спроса, предлагается вариант снижения выпуска МП, на то же количество, на которое происходит увеличения производства плит Л-50 и ПТ 175.

Для формирования новой структуры продаж потребуется пересчитать величину переменных издержек, которые изменятся прямо пропорционально объему выпуска.

При данных условиях для предприятия оптимальным будет структура продаж, представленная в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Структура продаж после оптимизации