Оценка финансового состояния акционерного общества (на примере деревообрабатывающего предприятия), страница 18

Все показатели содержатся в форме №2 годовой бухгалтерской отчетности организации “Отчет о прибылях и убытках”.

Анализ финансовых результатов деятельности организации (фирмы) включает в качестве обязательных элементов:

1)  Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);

2)  Исследование структуры соответствующих показателей  и их изменений (вертикальный анализ);

3)  Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);

4)  Исследование влияния факторов на прибыль от реализации продукции (факторный анализ).

Следует отметить, что результативность деятельности любой организации может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы проводится анализ динамики различных показателей прибыли.

Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл указанных показателей, которые принято называть показатели рентабельности, состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие. Таким образом, предприятие считается рентабельным, если результаты от финансово-хозяйственной деятельности покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.

В свою очередь показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1)  Показатели рентабельности капитала (активов);

2)  Показатели рентабельности продукции.

В расчетах показателей рентабельности в числителе используют величину прибыли от продаж, прибыль от обычной деятельности.

Прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль) отражает общий финансовый результат производственно- хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от продажи товаров, которая связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание уделяется на исследованию причин и факторов, повлиявших на изменение финансовых результатов.

Анализ прибыли (убытка) до налогообложения представлен в табл. 3.10.

Таблица 3.10 - Анализ прибыли (убытка) до налогообложения ОАО  за 2003 – 2004 гг., р.

Показатели

2001 г.

2002 г.

Изменение, (+/-)

1. Прибыль (убыток) от продаж

1877669

1905253

+27584

2. Проценты к получению

-

-

-

3. Проценты к уплате

-

-

-

4. Прочие операционные доходы

-

61745

+61745

5. Прочие операционные расходы

1058282

626103

-432179

6. Прочие внереализационные доходы

-

-

-

7. Прочие внереализационные расходы

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

819387

1340895

521508

Очевидно, что ОАО  за анализируемый период работало с прибылью, причем в динамике наметился рост как прибыли от продаж, так и прибыли до налогообложения.

Прибыль от продажи товаров в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение себестоимости продаж; коммерческих и управленческих расходов. Можно предположить, что рост прибыли вызван ростом выручки от продаж, однако практически в тех же пропорциях возросла и себестоимость проданных товаров.

Учитывая, что дальнейшее сокращение затрат является резервом роста прибыли от продаж, можно рассчитать резервы роста прибыли за анализируемый период.

Проведем оценку эффективности деятельности организации с помощью показателей рентабельности (табл. 3.11).

При анализе эффективности деятельности организаций также используют одну из разновидностей формулы Дюпона: