Все показатели содержатся в форме №2 годовой бухгалтерской отчетности организации “Отчет о прибылях и убытках”.
Анализ финансовых результатов деятельности организации (фирмы) включает в качестве обязательных элементов:
1) Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ);
2) Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ);
3) Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
4) Исследование влияния факторов на прибыль от реализации продукции (факторный анализ).
Следует отметить, что результативность деятельности любой организации может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. С помощью показателей первой группы проводится анализ динамики различных показателей прибыли.
Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл указанных показателей, которые принято называть показатели рентабельности, состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие. Таким образом, предприятие считается рентабельным, если результаты от финансово-хозяйственной деятельности покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования организации.
В свою очередь показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) Показатели рентабельности капитала (активов);
2) Показатели рентабельности продукции.
В расчетах показателей рентабельности в числителе используют величину прибыли от продаж, прибыль от обычной деятельности.
Прибыль (убыток) до налогообложения (балансовая прибыль) отражает общий финансовый результат производственно- хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от продажи товаров, которая связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание уделяется на исследованию причин и факторов, повлиявших на изменение финансовых результатов.
Анализ прибыли (убытка) до налогообложения представлен в табл. 3.10.
Таблица 3.10 - Анализ прибыли (убытка) до налогообложения ОАО за 2003 – 2004 гг., р.
Показатели |
2001 г. |
2002 г. |
Изменение, (+/-) |
1. Прибыль (убыток) от продаж |
1877669 |
1905253 |
+27584 |
2. Проценты к получению |
- |
- |
- |
3. Проценты к уплате |
- |
- |
- |
4. Прочие операционные доходы |
- |
61745 |
+61745 |
5. Прочие операционные расходы |
1058282 |
626103 |
-432179 |
6. Прочие внереализационные доходы |
- |
- |
- |
7. Прочие внереализационные расходы |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
819387 |
1340895 |
521508 |
Очевидно, что ОАО за анализируемый период работало с прибылью, причем в динамике наметился рост как прибыли от продаж, так и прибыли до налогообложения.
Прибыль от продажи товаров в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение себестоимости продаж; коммерческих и управленческих расходов. Можно предположить, что рост прибыли вызван ростом выручки от продаж, однако практически в тех же пропорциях возросла и себестоимость проданных товаров.
Учитывая, что дальнейшее сокращение затрат является резервом роста прибыли от продаж, можно рассчитать резервы роста прибыли за анализируемый период.
Проведем оценку эффективности деятельности организации с помощью показателей рентабельности (табл. 3.11).
При анализе эффективности деятельности организаций также используют одну из разновидностей формулы Дюпона:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.