ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Стратегия, тактика, правила и процедуры.
Стратегия (управленческая или деловая или организационная) — это общая долгосрочная концепция реализации миссии и целей организации, распределения ресурсов организации, решения проблем.
Стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочной стратегией)!
Тактика — это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии на среднем и низовом уровнях управления в существующих условиях.
Правила — предписанные нормы и порядок поведения в той или иной конкретной ситуации (последовательность и способы выполнения действий).
Процедуры — набор правил, выполняемых в определенной последовательности.
На формирование стратегии влияют курс действий и политика организации!
Курс действий — это система ориентиров, которых организация придерживается в повседневной деятельности (определяет оптимальность управленческих решений, обеспечивает следование целям организации, придает единство планам).
Политика организации — это совокупность курса действий и официальных и неофициальных ограничений (это руководство по управлению организационными процессами).
Элементы стратегии:
1) система целей — включает миссию, общеорганизационные и специфические цели организации;
2) приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между подразделениями организации с учетом разных способов:
— решение наиболее важных для организации проблем,
— пропорционально потребностям (если организация богатая),
— поровну (чтобы «всем удержаться на плаву»);
3) правила осуществления конкретных управленческих действий, направленных на оптимизацию использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной системы целей.
Виды правил:
— правила выполнения действий,
— правила оценки деятельности,
— правила взаимодействия с партнерами и конкурентами.
Функции правил:
— обеспечивают ясность действий,
— вырабатывают алгоритм ситуационного поведения участников организации,
— снижают риск невыполнения поставленных целей.
Недостатки правил:
— сковывают инициативу,
— порождают опасность слепого следования им и организационную негибкость.
Виды стратегий (любая организация должна иметь несколько стратегий своей деятельности на рынке):
— генеральная стратегия (реализация миссии организации);
— функциональные (рабочие) стратегии (реализация общеорганизационных и специфических целей организации), например: стратегия маркетинга, производства, финансовая стратегия и др. Выделяют два вида функциональных стратегий: концентрированные — обеспечение совокупного развития частей объекта управления, и диверсифицированные — обеспечение независимого развития частей объекта управления;
— специальные стратегии (предназначены для потенциально возможных чрезвычайных событий);
— стратегические задачи (появление новых обстоятельств). Учитывая ситуационный подход в управлении, важно отметить, что организационная стратегия может меняться, следовательно, организация должна ставить и реализовывать дополняющие стратегические задачи, вплоть до изменения всей стратегии организации.
При формулировке данных задач учитывается возможность:
— приближения к главной цели организации;
— решения дополнительно возникших проблем;
— получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.
Требования, предъявляемые к стратегии:
1) реальность, выполнимость;
2) соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, организационной культуре, системе мотивации;
3) этичность (соответствие деловым нормам морали и поведения);
4) целостность, непротиворечивость элементов стратегии;
5) совместимость со средой (внутренней и внешней);
6) обеспеченность ресурсами;
7) оправданный риск.
2. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии.
Факторы, определяющие стратегию:
Примечание:
Миссия организации (степень соответствия стратегии установленной миссии и целям организации называется ревалентность, которая может быть полной, частичной или отсутствовать).
Потенциал организации — это организационные факторы (организационная структура, управленческая структура, система управления) + творческий потенциал участников организации.
Конкурентные преимущества — это, например, высокое качество продукции и услуг, низкие издержки производства, удобное географическое расположение, ориентация на потребителя и др.;
Стадии формирования стратегии (подробная схема на семинаре №2):
1-я стадия формирования стратегии (стадия разработки) включает:
— создание общей концепции стратегии организации, включающей:
§ стратегическую цель, т.е. миссию,
§ цели организации (в первую очередь общеорганизационные),
§ принципы (правила) деятельности и будущего развития,
§ эскиз имиджа организации;
— оценку внешней и внутренней среды организации;
Примечание:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.