Планирование. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии

Страницы работы

Содержание работы

ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Стратегия, тактика, правила и процедуры.

Стратегия (управленческая или деловая или организационная) — это общая долгосрочная концепция реализации миссии и целей организации, распределения ресурсов организации, решения проблем.

Стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочной стратегией)!

Тактика — это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии на среднем и низовом уровнях управления в существующих условиях.

Правила — предписанные нормы и порядок поведения в той или иной конкретной ситуации (последовательность и способы выполнения действий).

Процедуры — набор правил, выполняемых в определенной последовательности.

На формирование стратегии влияют курс действий и политика организации!

Курс действий — это система ориентиров, которых организация придерживается в повседневной деятельности (определяет оптимальность управленческих решений, обеспечивает следование целям организации, придает единство планам).

Политика организации — это совокупность курса действий и официальных и неофициальных ограничений (это руководство по управлению организационными процессами).

Элементы стратегии:

1)  система целей — включает миссию, общеорганизационные и специфические цели организации;

2)  приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между подразделениями организации с учетом разных способов:

—  решение наиболее важных для организации проблем,

—  пропорционально потребностям (если организация богатая),

—  поровну (чтобы «всем удержаться на плаву»);

3)  правила осуществления конкретных управленческих действий, направленных на оптимизацию использования имеющихся ресурсов для достижения поставленной системы целей.

Виды правил:

—  правила выполнения действий,

—  правила оценки деятельности,

—  правила взаимодействия с партнерами и конкурентами.

Функции правил:

—  обеспечивают ясность действий,

—  вырабатывают алгоритм ситуационного поведения участников организации,

—  снижают риск невыполнения поставленных целей.

Недостатки правил:

—  сковывают инициативу,

—  порождают опасность слепого следования им и организационную негибкость.

Виды стратегий (любая организация должна иметь несколько стратегий своей деятельности на рынке):

—  генеральная стратегия (реализация миссии организации);

—  функциональные (рабочие) стратегии (реализация общеорганизационных и специфических целей организации), например: стратегия маркетинга, производства, финансовая стратегия и др. Выделяют два вида функциональных стратегий: концентрированные — обеспечение совокупного развития частей объекта управления, и диверсифицированные — обеспечение независимого развития частей объекта управления;

—  специальные стратегии (предназначены для потенциально возможных чрезвычайных событий);

—  стратегические задачи (появление новых обстоятельств). Учитывая ситуационный подход в управлении, важно отметить, что организационная стратегия может меняться, следовательно, организация должна ставить и реализовывать дополняющие стратегические задачи, вплоть до изменения всей стратегии организации.

При формулировке данных задач учитывается возможность:

—  приближения к главной цели организации;

—  решения дополнительно возникших проблем;

—  получения наибольшей выгоды или избежания ущерба.

Требования, предъявляемые к стратегии:

1)  реальность, выполнимость;

2)  соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, организационной культуре, системе мотивации;

3)  этичность (соответствие деловым нормам морали и поведения);

4)  целостность, непротиворечивость элементов стратегии;

5)  совместимость со средой (внутренней и внешней);

6)  обеспеченность ресурсами;

7)  оправданный риск.

2. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии.

Факторы, определяющие стратегию:

Примечание:

Миссия организации (степень соответствия стратегии установленной миссии и целям организации называется ревалентность, которая может быть полной, частичной или отсутствовать).

Потенциал организации — это организационные факторы (организационная структура, управленческая структура, система управления) + творческий потенциал участников организации.

Конкурентные преимущества — это, например, высокое качество продукции и услуг, низкие издержки производства, удобное географическое расположение, ориентация на потребителя и др.;

Стадии формирования стратегии (подробная схема на семинаре №2):

1-я стадия формирования стратегии (стадия разработки) включает:

—  создание общей концепции стратегии организации, включающей:

§  стратегическую цель, т.е. миссию,

§  цели организации (в первую очередь общеорганизационные),

§  принципы (правила) деятельности и будущего развития,

§  эскиз имиджа организации;

—  оценку внешней и внутренней среды организации;

Примечание:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
3 Mb
Скачали:
0