— данной стратегии характерен высокий риск,
— высокая доходность в течение длительного периода при точном выборе круга производимой продукции,
— наступательная стратегия характерна для стратегии роста и умеренного роста.
2. Наступательно-оборонительная стратегия (стратегия стабилизации) — реализуется в условиях перестройки деятельности организации:
— перераспределение ресурсов,
— продажа непрофильных предприятий,
— уход от неприбыльных сфер деятельности,
— модернизация и расширение существующего производства,
— совершенствование выпускаемой продукции и услуг,
— рациональность в затратах,
— захват новых сегментов рынка.
Примечание:
Наступательно-оборонительная стратегия характерна для комбинированной стратегии.
3. Оборонительная стратегия (стратегия выживания).
Характерно:
— сокращение масштабов деятельности или перестройка всей сферы деятельности;
— централизация управления;
— тотальная экономия;
— потеря ряда позиций на рынке без завоевания новых.
Примечание:
Оборонительная стратегия характерна для стратегии сокращения масштабов деятельности.
Стратегические портфельные матрицы — это инструмент анализа рыночной ситуации, прогнозирования и выработки стратегии.
Матрицы имеют вид таблиц, содержащих по 2-3 строки и 2-3 столбца, в которых отражаются переменные характеристик изучаемого объекта (организации, рынка и др.). Пересечение строки и столбца образует в матрице ячейку — квадрант, в которой содержится характеристика возможной стратегии.
Функции «портфельных матриц»:
1) систематизация и анализ данных (о развитии организации, товара, рынков, потребителях, конкурентах, внешней среде и др.);
2) помощь в принятии решения о выборе стратегии.
Виды «портфельных матриц»:
1. SWOT-анализ или SWOT-матрица (SWOT — первые буквы английских слов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»). Суть:
— во внешней среде организации выявляются факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой — угрозы для ее развития;
— одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала в сфере: производства, финансов, управления, маркетинга, научных исследований и разработок;
— затем происходит их попарное сопоставление с помощью SWOT-матрицы. В ее квадрантах отражаются необходимые действия организации в каждой ситуации.
Возможности и угрозы на практике оцениваются экспертами по степени влияния на организацию (от 0 до 10 баллов) и вероятности реализации (от 0 до 1). На основе этого составляются матрица позиционирования возможностей и матрица позиционирования угроз.
Схема. Матрица позиционирования возможностей
Схема. Матрица позиционирования угроз
2. БКГ-матрица (Матрица Бостонской консультативной группы), в которой в качестве факторов, определяющих успех организации, используются показатели:
— спрос на продукцию организации (темп рост рынка);
— доля организации на рынке по сравнению с основными конкурентами.
Матрица БКГ делит организации на лидеров — генерирующие финансовые средства, и аутсайдеров — потребляющих их.
Выделяют четыре стратегии:
1) позиция растущих продуктов («трудные дети»), которые находятся в процессе внедрения на данный рынок;
2) позиция «звездных продуктов», обеспечивает высокие прибыли (требует больших затрат);
3) позиция высокоприбыльных продуктов («дойные коровы») (не требует больших затрат);
4) позиция бесперспективных продуктов («собаки») в процессе свертывания.
3. Матрица Мак-Кинси — это усовершенствованная матрица БКГ, использующая два показателя позиционирования организации:
— привлекательность рынка — это оценка емкости рынка (темп роста, трудовые ресурсы, спрос, динамика цен и др.);
— конкурентные преимущества — производственный, финансовый, научный, кадровый потенциал организации, ее доля рынка, темпы роста прибыли, состояние технологии, имидж, качество руководства и персонала.
Числовые значения по каждому фактору устанавливаются с помощью экспертов по шкалам 1-5 или 0-1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.