Планирование. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии, страница 2

Миссия организации — это сформулированное утверждение (документ) относительно того, для чего или по какой причине существует организация, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Структура миссии:

1)  краткая история организации. Краткое описание области деятельности организации;

2)  какой философии придерживается организация? Существующий стиль поведения:

— в отношении к потребителям (какова система ценностей; каковы обязательства перед обществом, перед регионом в котором она действует),

— в отношении к участникам организации (какие обязательства перед работниками берет на себя организация; насколько высоко она ценит своих сотрудников),

— в отношении с партнерами (какова система ценностей и деловая этика);

3)  имеет ли преимущества по сравнению с конкурентами концепция управления, на которую ориентируется организация;

4)  определенные деловые способности и возможности:

ресурсы, которые организация может привести в действие для достижения своих целей,

— какова политика организации в области передовых технологий.

5)  насколько организация стабильна и каковы перспективы ее развития! Желаемый образ организации в будущем.

2-я стадия формирования стратегии (стадия доводки) — доработка и анализ стратегических альтернатив: роста, умеренного роста, сокращения масштабов деятельности, комбинированной стратегии.

3-я стадия (стадия стратегического выбора) — выбор генеральной стратегии организации, предназначенной для подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов организации.

Модели формирования стратегии (по Г. Минцбергу):

3. Виды организационных стратегий.

Виды организационных стратегий:

1.  По степени сложностипростые (в качестве объекта стратегии один хозяйственный процесс) и сложные (в качестве объекта стратегии несколько хозяйственных процессов).

2.  По направленностипредпринимательские (использование внешних возможностей) и рационалистические (использование внутренних возможностей).

3.  По сфере осуществления финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и др.

4.  По содержаниюстратегии функционирования организациии стратегии развития организации.

5.  По характеру поведениянаступательные, наступательно-оборонительные (стратегии стабилизации) и оборонительные (стратегии выживания).

4. Типы стратегий функционирования организации.

Типы стратегий функционирования организации (объект стратегии — производство и продажа продукции), по М. Портеру, амер. исследователь:

1. Стратегия лидерства в низких издержках.

Характерно:

—  массовое производство однородной продукции;

—  снижение производственных (условно-постоянных) затрат — на оборудование, отопление, освещение, управление;

—  снижение цен на продукцию;

—  завоевание рынка;

—  увеличение прибыли;

—  ориентация на ценовую конкуренцию;

—  основные покупатели — это крупные организации, которые при массовых закупках получают экономические выгоды в виде скидок.

Сложности реализации стратегии:

—  действие инфляции, которая обесценивает получаемую прибыль;

—  сложность быстрой переориентации инерционного массового производства на новую продукцию;

—  привлекательность для конкурентов и отсутствие серьезных барьеров для их проникновения на рынок.

2. Стратегия дифференциации продукции (предпочтительнее для крупных организаций).

Характерно:

— производство уникальной разнообразной качественной продукции;

—  высокие цены на продукцию;

—  высокие объемы продаж;

—  получение высокой прибыли, покрывающей высокие себестоимостные затраты;

—  создание входных барьеров для конкурентов и товаров-заменителей (товаров-субститутов).

Объект дифференциации:

—  ассортимент продукции;

—  качество продукции;

—  дизайн;

—  дополнительные услуги;

—  система продаж;

—  сырье;

—  материал;

—  ориентация на конкретные нужды потребителей и др.

Условия реализации стратегии:

—  известность организации;

—  высокое качество продукции;

—  интенсивная работа с потребителями (оптимальный процесс продвижения продукции на рынок);