Планирование. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии, страница 3

—  вариативная политика ценообразования;

—  неудовлетворенность потребителей стандартной продукцией;

—  стремление к эксклюзивности;

—  приверженность к торговой марке;

—  низкая чувствительность к цене со стороны потребителей;

—  следование потребителей моде, вкусу.

Сложности реализации стратегии:

—  высокие себестоимостные затраты;

—  дифференциация не безгранична;

—  снижение привлекательности продукции в силу изменения системы ценностей — мода, стиль;

—  появление аналогичных товаров у конкурентов;

—  если спрос потребителей отчасти может быть удовлетворен стандартной продукцией.

3. Стратегия фокусирования (предпочтительнее для мелких организаций) — реализация одной из двух выше обозначенных стратегий на одном из узких сегментов рынка.

Характерно:

—  ориентация на узкий круг потребителей с особыми запросами;

—  использование ограниченного объема ресурсов;

—  высокая значимость торговой марки;

—  высокие цены на продукцию.

Сложности реализации стратегии:

—  высокие затраты;

—  недостаточная дифференциация деятельности или продукта;

—  возможность проникновения в сегмент конкурентов с низкими издержками.

4. Портфельная стратегия.

Характерно:

— ориентация на производство широкого ассортимента продукции, находящихся на разных стадиях жизненного цикла (выпуск одного вида продукции только начинается — доход в перспективе, второй вид продукции уже выпускается — реальный доход, выпуск третьего вида продукции постепенно прекращается — из-за снижения доходности);

— стабильный, но невысокий доход.

5. Стратегия внедрения новшеств — постоянное обновление ассортимента без учета затрат.

6. Стратегия быстрого реагирования — выпуск особо модных, пользующихся спросом товаров.

5. Типы стратегий развития организации.

Типы стратегий развития организации (объект стратегии — потенциал и конкурентные преимущества организации):

1. Стратегия роста.

Характерно:

—  для молодых организаций, стремящихся к лидерству независимо от сферы деятельности;

—  постоянные и высокие темпы увеличения масштабов деятельности;

—  активное внедрение на новые рынки;

—  диверсификация производства;

—  использование инноваций.

Например, компания Microsoft.

2. Стратегия умеренного роста.

Характерно:

—  для организаций в фазе зрелости, работающих в традиционных отраслях (например, автомобилестроение);

—  только темпы роста несколько сдержаны.

3. Стратегия сокращения масштабов деятельности — это санация, т.е. замена оборудования, ликвидация части подразделений, выпускающих неликвидную продукцию, уход из неперспективных рыночных сегментов.

4. Комбинированная (селективная) стратегия — в ее рамках одни подразделения организации развиваются быстро, вторые — умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. Характерна для большинства профессиональных групп.

6. Виды поведенческих стратегий.

1. Наступательная стратегия — предполагает увеличение разнообразия выпускаемой продукции, т.е. диверсификацию производства, либо интенсификацию рынка — это освоение новых регионов — т.н. географическая экспансия, сбыт продукции, удовлетворяющей разнообразные потребности, привлечение прежних покупателей и корпоративных клиентов.

Виды диверсификации:

—  вертикальная — это внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей, т.е. собственные сырьевые и торговые точки — выстраивается своя технологическая цепочка;

—  горизонтальная (связанная) — это проникновение в смежные отрасли, использующие схожие технологии, сырье;

—  конгломератная (несвязанная) — это вхождение в новые непрофильные отрасли.

Формы диверсификации:

1)  прямое инвестирование (строительство или реконструкция реальных объектов);

2)  портфельное инвестирование (приобретение пакетов ценных бумаг — акций соответствующих корпораций);

3)  кооперация (соглашения о техническом обучении и помощи в освоении новинок; совместных исследованиях, разработках, производстве или сборке продукции на совместных предприятиях; о лицензировании и ноу-хау).

Примечание: