Принципы планирования — это правила, которые необходимо учитывать при составлении планов.
Подходы к планированию:
1. Удовлетворенческий подход (ориентация на ограниченные ресурсы).
Суть: полностью ориентируется на ресурсы и не пересматривается даже при появлении благоприятных возможностей.
Цели: получение стандартных результатов.
Ресурсы: достаточные для тактического маневра.
2. Адаптационный подход (ориентация на открывающиеся возможности).
Суть: планы корректируются в пределах ресурсов в соответствии с открывающимися возможностями.
Цели: выживание.
Ресурсы: ограниченные.
3. Оптимизационный подход (оптимизация достигаемых целей).
Суть: планы создаются для реализации любых возможностей, обещающих высокий результат, независимо от необходимых начальных затрат.
Цели: максимизация результатов.
Ресурсы: неограниченные.
Порядок планирования.
В зависимости от степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.
11. Методы разработки планов.
Виды методов планирования:
1) балансовый (бюджетный);
2) нормативный;
3) математико-статистический.
1. Балансовый (бюджетный) метод планирования.
Виды балансов.
2. Нормативный метод планирования.
Методы нормирования.
3. Математико-статистические методы планирования — это способы составления планов с помощью математических моделей различной степени сложности.
12. Виды планов по содержанию (перспективные, традиционные, стратегические, текущие).
Перспективные планы — это составляемые на период от 1 до 10 и более лет планы (объект планирования — внутренние возможности организации):
1) разработки новых продуктов;
2) снижения издержек;
3) внедрения новшеств;
4) слияний и поглощений;
5) совершенствования производства и управления;
6) социального развития и др.
Виды перспективных планов:
1) среднесрочные (количественные показатели);
2) долгосрочные (качественные показатели).
Формы перспективных планов:
1) набор целей;
2) целевые комплексные программы;
3) бизнес-планы;
4) бюджеты и др.
Процедура перспективного планирования:
1) выбор перспективных задач;
2) оценка имеющихся ресурсов;
3) определение политики организации, правил и процедур планирования;
4) разработка альтернатив стратегий;
5) выбор приемлемой стратегии;
6) детализация стратегии в бюджетах, графиках.
Традиционные средне- и долгосрочные планы — определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (например, получение заданного объема продукции, прибыли и др.). Строятся от настоящего к будущему — методом экстраполяции при неизменности (стабильности) внешнего окружения организации. Объект планирования — внутренний потенциал организации (мобилизация имеющихся ресурсов).
Стратегические планы — отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Объект планирования — возможности внешнего окружения и конкурентные преимущества (крупные организации).
Стратегические планы охватывают такие сферы, как:
— инновации;
— разработка новой продукции;
— технология производства;
— управление кадрами;
— захват новых сегментов рынка или рынков и др.
Предпосылки стратегического планирования:
Примечание:
1) безграничный рост возможностей производства — это получение ресурсов, использование технологий, обновление и расширение производства;
2) изменение роли человека в производстве — это активизация его творческого потенциала.
Методы стратегического планирования:
1) построение «дерева целей»;
2) разработка сценариев развития;
3) разработка ситуационных моделей;
4) метод экспертных оценок вариантов хозяйственного поведения.
Элементы и виды стратегического плана.
Примечание:
1) В момент составления стратегических планов их объекты отсутствуют.
2) Данные планы идеализированы и не учитывают риск.
3) Отсутствует достаточный опыт для исполнения стратегических планов на практике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.