Планирование. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии, страница 6

Принципы планирования — это правила, которые необходимо учитывать при составлении планов.

Подходы к планированию:

1. Удовлетворенческий подход (ориентация на ограниченные ресурсы).

Суть: полностью ориентируется на ресурсы и не пересматривается даже при появлении благоприятных возможностей.

Цели: получение стандартных результатов.

Ресурсы: достаточные для тактического маневра.

2. Адаптационный подход (ориентация на открывающиеся возможности).

Суть: планы корректируются в пределах ресурсов в соответствии с открывающимися возможностями.

Цели: выживание.

Ресурсы: ограниченные.

3. Оптимизационный подход (оптимизация достигаемых целей).

Суть: планы создаются для реализации любых возможностей, обещающих высокий результат, независимо от необходимых начальных затрат.

Цели: максимизация результатов.

Ресурсы: неограниченные.

Порядок планирования.

В зависимости от степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.

11. Методы разработки планов.

Виды методов планирования:

1)  балансовый (бюджетный);

2)  нормативный;

3)  математико-статистический.

1. Балансовый (бюджетный) метод планирования.

Виды балансов.

2. Нормативный метод планирования.

Методы нормирования.

3. Математико-статистические методы планирования — это способы составления планов с помощью математических моделей различной степени сложности.

12. Виды планов по содержанию (перспективные, традиционные, стратегические, текущие).

Перспективные планы — это составляемые на период от 1 до 10 и более лет планы (объект планирования — внутренние возможности организации):

1)  разработки новых продуктов;

2)  снижения издержек;

3)  внедрения новшеств;

4)  слияний и поглощений;

5)  совершенствования производства и управления;

6)  социального развития и др.

Виды перспективных планов:

1)  среднесрочные (количественные показатели);

2)  долгосрочные (качественные показатели).

Формы перспективных планов:

1)  набор целей;

2)  целевые комплексные программы;

3)  бизнес-планы;

4)  бюджеты и др.

Процедура перспективного планирования:

1)  выбор перспективных задач;

2)  оценка имеющихся ресурсов;

3)  определение политики организации, правил и процедур планирования;

4)  разработка альтернатив стратегий;

5)  выбор приемлемой стратегии;

6)  детализация стратегии в бюджетах, графиках.

Традиционные средне- и долгосрочные планыопределяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации (например, получение заданного объема продукции, прибыли и др.). Строятся от настоящего к будущему — методом экстраполяции при неизменности (стабильности) внешнего окружения организации. Объект планирования — внутренний потенциал организации (мобилизация имеющихся ресурсов).

Стратегические планы — отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Объект планирования — возможности внешнего окружения и конкурентные преимущества (крупные организации).

Стратегические планы охватывают такие сферы, как:

—  инновации;

—  разработка новой продукции;

—  технология производства;

—  управление кадрами;

—  захват новых сегментов рынка или рынков и др.

Предпосылки стратегического планирования:

Примечание:

1)  безграничный рост возможностей производства — это получение ресурсов, использование технологий, обновление и расширение производства;

2)  изменение роли человека в производстве — это активизация его творческого потенциала.

Методы стратегического планирования:

1)  построение «дерева целей»;

2)  разработка сценариев развития;

3)  разработка ситуационных моделей;

4)  метод экспертных оценок вариантов хозяйственного поведения.

Элементы и виды стратегического плана.

Примечание:

1)  В момент составления стратегических планов их объекты отсутствуют.

2)  Данные планы идеализированы и не учитывают риск.

3)  Отсутствует достаточный опыт для исполнения стратегических планов на практике.