Планирование. Факторы, определяющие стратегию. Модели формирования стратегии, страница 5

8. Стратегический анализ на основе построения кривых.

Виды кривых:

1. Кривая опыта (обучения) — отражает полученную путем наблюдений или прогнозируемую зависимость между объемом производства и себестоимостью единицы продукции. Данная кривая сокращается при увеличении масштабов производства за счет:

—  экономии на затратах,

—  выявления скрытых резервов,

—  накопления производственного и коммерческого опыта,

—  улучшения организации производства,

—  повышения квалификации,

—  совершенствования технологий (эффект обучения).

2. Кривая жизненного цикла продукции — характеризует зависимость между объемом сбыта продукции и фазами его жизненного цикла на рынке.

Каждой фазе соответствует «своя» стратегия.

Фазе внедрения на рынок — интенсификация рекламы и развитие системы сбыта.

Фазе роста продаж — увеличение доли рынка с помощью стимулирующей рекламы и усилий по продвижению продукции.

Фазе насыщения спроса — стимулирование спроса с помощью изменения цен, учитывая конкуренцию.

Фазе застоя — совершенствование сбытовой сети, уменьшение затрат на рекламу и подготовка к снижению цен.

Фазе спада — снижение цен, сокращение маркетинговых усилий, постепенное прекращение сбыта.

3. Метод PIMS — (Profit Impact of Market Strategy) основывается на установлении количественных характеристик влияния 37-и производственных и рыночных факторов на конечные результаты работы организации независимо от ее размеров и сферы деятельности.

Основными из этих факторов являются:

1)  вертикальная интеграция — это отношение объема чистой продукции (добавленной стоимости) к обороту. В стабильных условиях это положительно влияет на результаты, а при нестабильности — отрицательно;

2)  капиталоемкость (затраты основного капитала на единицу продукции), чем выше, тем хуже;

3)  производительность (оборот на одного работающего);

4)  конкурентная позиция (большая доля рынка обеспечивает высокую прибыль);

5)  изменение доли рынка (чем выше темпы его роста, тем выше прибыль);

6)  инновационная деятельность (доля затрат на исследования и разработки в обороте), повышение активности в сфере научных исследований и разработок улучшает результаты;

7)  частота производственных заказов;

8)  объем сбыта и др.

Все эти факторы влияют на один из ключевых показателей организации — рентабельность инвестированного капитала; на основании этого можно выбрать оптимальную стратегию рыночного поведения.

9. Планирование как инструмент реализации стратегии.

Планирование — это:

1) процесс принятия взаимосвязанных плановых решений, связанных:

—  с постановкой целей и задач,

—  с разработкой и воплощением стратегии,

—  с распределением и перераспределением ресурсов,

—  с определением стандартов деятельности;

2) это составление специальных документов — планов, определяющих конкретные меры организации при осуществлении принятых плановых решений.

Преимущества планирования:

1)  уменьшает неопределенность будущего организации;

2)  обеспечивает эффективное функционирование и развитие организации.

План — это официальный документ, отражающий:

1)  прогноз развития организации в будущем;

2)  промежуточные и конечные цели и задачи;

3)  механизмы координации текущей деятельности;

4)  приоритеты распределения ресурсов;

5)  стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Классификация планов.

Примечание:

Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные планы — до 1-го месяца).

Этапы развития планирования:

1-й этап (до середины XX в.) — стабильная внешняя среда и текущие планы исходя из заказов;

2-й этап (1950-е гг.) — нарастание темпа изменений во внешней среде и среднесрочные и долгосрочные планы, целевые программы, бюджеты;

3-й этап (1960-1970-е гг.) — стремительные и неожиданные изменения в среде и стратегические планы на основе предвидения изменений;

4-й этап (с начала 1970-х гг.) — непредсказуемы изменения во внешней среде и планирование стратегических задач с принятием гибких экстренных решений, оперативно учитывающих текущую ситуацию.

Организация процесса планирования.

10. Принципы, подходы и порядок планирования.