Они показаны на рис. 3.14, 6 – г (прямые 1 и 3); там же показаны искусственные характеристики, когда либо ток, либо поток отличается от номинальных значений (прямые 2).
В развитие представлений
о допустимых границах изменения переменных отметим, что в данном случае важнейшее
ограничение по току якоря выполняется, естественно, источником питания,
который для работы в продолжительном режиме выбирается так, чтобы . Магнитный поток в
продолжительном режиме также ограничивается номинальным значением
, поскольку
устанавливается, как
отмечалось ранее, по условию допустимого нагревания обмотки. Кратковременно
можно допустить
и более, но это не
приведет вследствие насыщения магнитной цепи машины к заметному росту потока,
поэтому даже кратковременно
, а в
продолжительном режиме
.
Существенным в
данном случае оказывается ограничение по напряжению на якоре. Если принять , то при изменении тока ИТ
и
скорость, допустимая по условию
ограничения напряжения, определится как
.
Более благоприятными будут условия при
и
будет расти с уменьшением
потока и ограничится лишь условиями механической прочности
.
Рассмотренные
ограничения показаны на рис. 3.15. Недоиспользование перегрузочной способности
двигателя по току и моменту оказывает, безусловно, положительное влияние на
надежность: гарантируется нормальная коммутация, нормальный тепловой режим
якоря и т.п. Вместе с тем очевидно, что снижаются динамические возможности привода,
что может быть компенсировано при его правильном проектировании за счет
использования скоростей, превышающих номинальную.
Характеристики
(см. рис. 3.14, г – д) позволяют, как и при питании от источника ЭДС, определить
энергетический режим в каждой точке плоскости ( –
М). Напомним, что если произведения Е1 и М
имеют
положительный знак, то мощность, электрическая или механическая, через соответствующие
«выводы» отдается (машина приводит в движение механизм, электрический источник
питает какую-либо нагрузку). При отрицательном знаке мощность потребляется.
Напомним также, что напряжение на якорной цепи U = ЭДСисточника питания – источника тока – и противоположно по направлению ЭДС.
С учетом сделанных пояснений определение режимов не должно вызвать трудности. Все режимы показаны на рис. 3.16. в виде соответствующих энергетических диаграмм.
![]() |
От источника тока могут питаться и машины последовательного и смешанного возбуждения. Основные свойства таких электроприводов очевидны из изложенного ранее. Определенный интерес может представлять привод при последовательном возбуждении машины; в такой структуре при неуправляемом источнике тока реализуется простейший, но тоже неуправляемый источник момента. На его основе можно получить весьма интересные технические решения некоторых практических задач.