Основные понятия и определения в электроприводе. Механическая часть силового канала электропривода. Физические процессы в электроприводе с машинами постоянного тока, страница 12

направлен как в сторону движения ротора, так и против этого движения. Однако во всех случаях независимо от движущего или тормозного характера момента двигателя и момента сопротивления в задачах электропривода выделяются именно указанные составляющие результирующего момента. Последнее определяется тем, что чаще всего момент сопротивления бывает задан заранее, а момент двигателя выявляется в процессе расчета и тесно связан с величинами токов в его обмотках, которые позволяют оценить нагрев двигателя.

В системах электропривода основным режимом работы электрической машины является двигательный. При этом момент сопротивления имеет тормозящий характер по отношению к движению ротора и действует навстречу моменту двигателя. Поэтому положительное направление момента сопротивления принимают противоположным положительному направлению момента двигателя, в результате чего уравнение  (2.8) при  J = const  может быть представлено в виде:

M – Mс = J.                                                      (2.9)

Уравнение (2.9) называют основным уравнением движения электропривода. В уравнении (2.9) моменты являются алгебраическими, а не векторными величинами, поскольку оба момента М и  действуют относительно одной и той же оси вращения.

Правую часть уравнения (2.9) называют динамическим моментом (), т.е.

.(2.10)

Из (2.10) следует, что направление динамического момента всегда совпадает с направлением ускорения электропривода.

В зависимости от знака динамического момента различают следующие режимы работы электропривода:

1)   > 0, т.е.  d/dt > 0,  разгон при  > 0, торможение при  < 0;

2)   < 0, т.е.  d/dt< 0,  торможение при > 0, разгон при  < 0;

3)   = 0, т.е.  d/dt = 0,  установившийся режим, т.е.  = const.

Момент, развиваемый двигателем, не является постоянной величиной, а представляет собой функцию какой-либо одной переменной, а в некоторых случаях и нескольких переменных. Эта функция задается аналитически или графически для всех возможных областей ее изменения. Момент сопротивления также может быть функцией какой-либо переменной: скорости, пути, времени. Подстановка в уравнение движения вместо М и Мс их функций приводит в общем случае к нелинейному дифференциальному уравнению.

Уравнение движения в дифференциальной форме (2.10) справедливо для постоянного радиуса инерции вращающейся массы. В некоторых случаях, например при наличии кривошипно-шатунного механизма (см. рис. 2.2, г), в кинематической цепи привода радиус инерции оказывается периодической функцией угла поворота. В этом случае можно воспользоваться интегральной формой записи уравнения движения, исходящей из баланса кинетической энергии в системе:

,                                             (2.11)

где  – запас кинетической энергии привода для рассматриваемого момента времени;  – начальный запас кинетической энергии привода.

Дифференцируя уравнение (2.11) по времени с учетом того факта, что J – функция угла поворота , получаем:

.                                              (2.12)

Так как Рдин = , то, разделив (2.10) на угловую скорость ω, получим уравнение движения при J = f(φ) в следующем виде:

.                                   (2.13)

В ряде случаев целесообразно рассматривать движение на рабочем органе производственной машины (такие задачи часто возникают для подъемно-транспортных машин с поступательно движущимся рабочим органом). В этом случае следует использовать уравнения для поступательного движения. Уравнение движения электропривода для поступательного движения получают так же, как и для вращательного движения. Так при  m = constуравнение движения принимает вид:

.                                                     (2.14)

При  m = f(l), где lвеличина пройденного рабочим органом пути, уравнение движения принимает вид:

.                                                (2.13)

Полученные уравнения движения электропривода (2.9), (2.13), (2.14) и (2.15) позволяют решать различные динамические задачи.


3.