В современной технической литературе часто используется математическое описание различных объектов в относительных величинах. Приведем к такому виду исходные уравнения электромеханического преобразователя (3.1) – (3.5) с целью, во-первых, научиться это делать и, во-вторых, познакомиться с преимуществами и недостатками относительных величин.
Начнем с того, что введем некоторые базовые значения переменных, обозначив их соответствующей заглавной буквой с индексом «б»: . Часть базовых переменных можно ввести независимо, а часть окажутся зависимыми через уравнения (3.1) – (3.5). Так, введя независимо и , базовые значения напряжения (ЭДС) и момента можно определить: , Напротив, при задании и зависимым окажется и т. д.
Часто, хотя это и необязательно, в качестве базовых величин выбирают номинальные величины двигателя. Мы поступим так же и выберем в качестве независимых базовых величин: . Тогда соответственно и . Разделив все члены (3.2) на , получим:
, (3.12)
где звездочками отмечены безразмерные переменные, т.е. отнесенные к базовым, .
Постоянная времени цепи возбуждения как и само время, сохранила единицы «секунды». Можно и эти величины сделать безразмерными, введя какую-либо базовую величину для времени. Тогда будем иметь безразмерное время и соответственно безразмерную постоянную времени .
Разделив обе части (3.1) на , получим:
, (3.13)
где , или, если зависимость нелинейна, то ее вид в безразмерной форме, такой же, как на рис. 3.3,а.
Таким образом, когда ясна процедура, легко записать в безразмерных переменных и оставшиеся уравнения (3.3) – (3.5):
; (3.14)
; (3.15)
; (3.16)
где:
В (3.14) можно, как и в (3.12), избавиться от размерного времени.
Посмотрим, что мы выиграли и что проиграли в новой записи уравнений в сравнении с исходной. Во-первых, модель стала более компактной: одинаковой для всех подобных машин стала зависимость ; из уравнений исключен конструктивный коэффициент k. Во-вторых, все переменные не имеют размерности, изменяются в небольших пределах. Особенно это удобство заметно, если рассматривать модель при фиксированных значениях некоторых величин, например при номинальном напряжении якорной цепи и номинальном потоке. Тогда (3.14) – (3.16) примут вид:
;
;
.
Приняв р = 0(установившийся режим), будем иметь при этом условии очень простое выражение для механической или электромеханической характеристик:
. (3.17)
Положив в (3.17) ток якоря равным номинальному (вертикаль на рис. 3.5), обнаруживаем, что сопротивление якорной цепи равно относительному перепаду скорости:
. (3.18)
Это простое соотношение позволяет при известном очень легко строить характеристику и, наоборот, зная желаемую характеристику, определять соответствующее ей . и, следовательно, . Напомним, что все это верно при и .
К недостаткам модели в относительных величинах следует отнести ее некоторую «безликость», в ней утрачивается представление о реальных величинах: токах, моментах, скоростях и др. По-видимому, следует пользоваться и тем, и другим видом динамических моделей – в теоретических задачах удобнее «безразмерная» модель, в практических реализациях от нее следует переходить к конкретным физическим величинам.
Полученная в разделе 3.2 модель машины постоянного тока служит основой для
построения различных электроприводов, использующих этот тип электромеханического
преобразователя. Рассмотрение этих электроприводов начнем с общего случая,
когда машина имеет независимое возбуждение, т.е. цепь якоря и цепь возбуждения
раздельно подключаются к каким-либо электрическим устройствам,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.