Основные понятия и определения в электроприводе. Механическая часть силового канала электропривода. Физические процессы в электроприводе с машинами постоянного тока, страница 19

определяемые механической характеристикой; связанная с ней ЭДС якоря  определит вместе с ток в якорной цепи:

при очевидном выполнении соотношения М=I.

Начнем рассмотрение энергетических режимов с режима идеального холостого хода (I, рис. 3.11). Здесь и . Энергия в системе не циркулирует, потерь в якорной цепи теоретически нет. Потери в цепи возбуждения, разумеется, есть, они равны:  и будут неизменными во всех рассматриваемых режимах. Это плата за создание магнитного поля  –  обязательного условия работы машины.

Если приложить к валу тормозящий момент, т.е. обеспечить М > 0, то привод перейдет в двигательный режим II  рис. 3.11: . Направление потока энергии показано светлыми стрелками – от внешней электрической сети через электрический преобразователь () к электрической машине и от нее – к механизму (); часть энергии, тем большая, чем больше момент, потеряется в сопротивлении якорной цепи R.

При постепенном увеличении момента и достаточно круто падающей характеристике можно достигнуть режима короткого замыкания, когда  (режим III, рис. 3.11). Здесь вся энергия, получаемая от электрического источника, рассеивается в сопротивлении якорной цепи. Напомним, что при больших  и малых R этот режим может лежать далеко за пределами допустимых токов, и первая попытка практически получить его окажется последней для двигателя.

Это же предостережение тем более справедливо для режима IV, когда , и . Теперь скорость , а с ней и   изменили знак;  и Е действуют в контуре согласно, определяя ток .

Энергия и от электрического источника (), и с вала машины () рассеивается в сопротивлении якорной цепи. Режим  IV – тормозной режим по отношению к механизму (), его называют тормозным режимом противовключения. Он же – специфический генераторный режим (EI > 0) по отношению к электрическим зажимам машины, генераторный режим работы последовательно с сетью. В этом термине отражена особенность, состоящая в том, что ЭДС «сети» (в нашем случае это ) и ЭДС машины (Е) направлены согласно, т.е. и «сеть», и машина вместе снабжают энергией резистор R. Нетрудно заметить, что рассмотренный режим весьма неэффективен в энергетическом отношении: вся энергия рассеивается в виде тепла в резисторе R.


Значительно эффективнее другой тормозной и, следовательно, генераторный режим, который можно получить, если от режима идеального холостого хода идти не вниз, а вверх, т.е. обеспечивать за счет активной механической части М < 0,  (режим V, рис. 3.11). При этом Е, будучи встречно направленной по отношению к ,, превышает последнюю, I < 0, следовательно, EI > 0, a . Механическая энергия, преобразуясь в электрическую, через электрический преобразователь передается во внешнюю сеть. Этот режим называют рекуперативным торможением, т.е. торможением с возвратом энергии в сеть или генераторным режимом работы параллельно с сетью. Здесь и «сеть» (у нас – преобразователь), и машина включены параллельно на некоторый внешний потребитель энергии.

И, наконец, есть еще один тормозной или генераторный режим  (VI, рис. 3.11).. Здесь «сеть» (преобразователь) не участвует вовсе; якорь машины замкнут на резистор R. Механическая характеристика проходит через начало координат (, так как  = 0); вся энергия, поступающая в машину с вала (ее вращают внешним активным моментом), рассеивается в резисторе R. Этот режим называют режимом динамического торможения или генераторным режимом работы независимо от сети.

Таким образом, мы обнаружили, что энергетические режимы рассматриваемого электропривода постоянного тока весьма разнообразны: наряду с одним двигательным есть три тормозных (генераторных). Важно, что характер режима однозначно определяется участком механической характеристики.

3.5. Статические характеристики и режимы электропривода при питании от источника ЭДС
и зависимом возбуждении машины

Характеристики

Очевидно, что в общем виде уравнения электромеханической и механической характеристик не отличаются от полученных ранее (3.19) и (3.20). Разница будет лишь в том, что