Горно-геологическая и экономическая характеристика рудных месторождений, страница 8

Стволы наряду с выдачей полезного ископаемого, породы, л также спуска и подъема людей используются также для вентиляции. Скорость воздуха по стволу не должна превышать допустимую правилами безопасности. Нормы предельно ' допустимых скоростей движения воздуха по стволу (м/с) зависят от назначения ствола: стволы, не оборудованные подъемом - 15, стволы для спуска и подъема грузов - 12, стволы для спуска и подъема людей и грузов - 8.

Учитывая, что количество воздуха, направленное через ствол, может достигать большой величины, снижение аэродинамического сопротивления обеспечивают , применяя

конструкции крепи стволов с гладкой внутренней поверхностью. Так, например, бетонная крепь имеет коэффициент аэродинами­ческого сопротивления, равный ( 2,5-3,0 ) • 10 -4, а при железо­бетонных или чугунных тюбингах до (13-14) • 10-4.

При производительности более 1 млн.т в год, как правило, применяется скиповой подъем.

Скипы для горнодобывающей промышленности типа СН даны в табл. 2.

Таблица 2

Типы скипов

Тип скипа

ч

Емкость, м

Размеры, мм

Грузоподъем­ность, т

I СИ 4-2

4

1350х1350

8,8

1 СИ 5-2

5

1440х1640

11

2 СН 11-2

11

1680х1740

25

2 СН 20-2

21,5

1900х2350

50

В стволах размещают обычно лестничное, трубное, кабельное отделения, иногда предусматривают устройство так называемого инспекторского подъема. Полезную емкость скипа W, обеспечивающую заданную производительность (тыс. т/год) , можно рассчитать по формуле

где qj, - наивыгоднейший груз, поднимаемый за один раз, кг;

где Qqm; - часовая производительность подъемной установки, т;

Н - глубина подъема; t„ - время пауз, с, t^ = 12 - 16 с;

здесь с - коэффициент неравномерности работы подъемной установки, с = 1,5; N - количество рабочих дней в году; n - часы

работы подъема в сутки.

Расчетное число подъемов в час

Время подъема

Средняя скорость подъема

Максимально допустимая правилами ЕПБ скорость подъема скипа

3.7. Достоинства и недостатки подъемных средств вертикальных стволов

Достоинства скипового подъема: производительность в 5-7 раз .выше, чем у клетевого подъема при одном и том же сечении ствола; возможность полной, автоматизации работы подъема.

Недостатки скипового подъема: большой объем околоствольных выработок. Добавляется скиповая ветвь дли разгрузки вагонеток в бункер, камера опрокида бункер. дозаторная камера; при выдаче двух или нескольких сортов руды требуются 2-3 бункера или отдельных скиповых подъ­ема; увеличивается глубина ствола в связи с наличием бунке­ров; запыляется воздух в шахтном стволе при погрузке и разгрузке скипов.

Достоинства клетевого подъема: простота устройства околоствольного двора; не требуется проходка подземных бункеров, дозаторных камер, специальных приемных выработок них оборудования; быстрее вскрываются и подготавливаются к эксплуатации горизонты; отсутствует перегрузка руды при подъ­еме, чем устраняется излишнее измельчение; имеется возмож­ность как выдачи руды и пустых пород, так и спуска-подъема людей, оборудования и материалов; поверхностный комплекс конструктивно проще и дешевле в строительстве; безопаснее эксплуатация  ствола, так как руда не просыпается в ствол.

Не требуется периодическая очистка зумпфа, меньше запы­ляется входящая струя воздуха.

Недостатки клетевого подъема: повышенное сечение подъемных отделений вследствие значительных размеров ва­гонеток и установки их в клети с соответствующими зазорами (этот недостаток не имеет значения для глубоких рудников, где по условиям проветривания требуется проходить стволы шахт большого сечения); дополнительный мертвый вес ваго­нетки, чего нет при скиповом подъеме, поэтому требуются клети и подъемные машины больших диаметров, чем для скиповых установок равной производительности, или более мощные многоканатные подъемники; необходимость увеличе­ния парка вагонеток рудника на 30-40 %; значительное уменьшение производительности подъема с понижением гор­ных работ, так как непропорционально возрастает продолжи­тельность цикла. Применение многоэтажных клетей, особен­но при вагонетках большой емкости, помимо увеличения времени на маневры, приводит к чрезмерному увеличению диаметра канатов, снижению канатоемкости барабанов и, следовательно, предельной глубины подъема.

3.8. Под-ьомные средства наклонных стволов

Подъем руды в наклонных стволах может производиться скипами, конвейерами, монорельсовым и самоходным тран­спортом. Подъем скипами производится при углах наклона ствола свыше 18°; из-за малой производительности, большого износа канатов, повышенной опасности при эксплуатации этот способ имеет ограниченное применение.

Конвейерный транспорт. При строительстве и реконструкции рудников все более широкое распространение получают различные варианты схем вскрытия с выдачей руды ленточными и конатно-ленточными конвейерами.

Длина конвейерных установок для выдачи руды по на­клонным стволам - от 200 до 4000 м, угол наклона от 8 до 18°. Используют конвейерные ленты шириной от 700 до 1400 мм.

Скорость движения от 2 до 3,5 м/с. Мощность приводя отдельных ставов от 140 до 1160 кВт. Производительность от 300 от 1000 т/ч.

Руду перед загрузкой на конвейерную, ленту дробят в подземных дробилках до крупности 25-70 мм при двухстадий­ном  дроблении, 100-250 мм при одностадийном.

Освоение новых крупных месторождений потребует ши­рокого внедрения мощных конвейерных установок большой протяженности и производительности.

В самое ближайшее время потребуются конвейеры произ­водительностью до 10000 т/ч для подземных рудников и шахт и до 20000 т/ч для карьеров. Мощность приводов таких конвейеров будет достигать 10000 кВт.

Особые требования предъявляются к надежности работы отдельных конвейеров и конвейерных линий в целом. Уста­новки резервной конвейерной линии настолько повышают капитальные затраты, что конвейерный транспорт при прочих равных условиях в ряде случаев становится менее рентабель­ным.