Стволы наряду с выдачей полезного ископаемого, породы, л также спуска и подъема людей используются также для вентиляции. Скорость воздуха по стволу не должна превышать допустимую правилами безопасности. Нормы предельно ' допустимых скоростей движения воздуха по стволу (м/с) зависят от назначения ствола: стволы, не оборудованные подъемом - 15, стволы для спуска и подъема грузов - 12, стволы для спуска и подъема людей и грузов - 8.
Учитывая, что количество воздуха, направленное через ствол, может достигать большой величины, снижение аэродинамического сопротивления обеспечивают , применяя
конструкции крепи стволов с гладкой внутренней поверхностью. Так, например, бетонная крепь имеет коэффициент аэродинамического сопротивления, равный ( 2,5-3,0 ) • 10 -4, а при железобетонных или чугунных тюбингах до (13-14) • 10-4.
При производительности более 1 млн.т в год, как правило, применяется скиповой подъем.
Скипы для горнодобывающей промышленности типа СН даны в табл. 2.
Таблица 2
Типы скипов
Тип скипа |
ч Емкость, м |
Размеры, мм |
Грузоподъемность, т |
|
I СИ 4-2 |
4 |
1350х1350 |
8,8 |
|
1 СИ 5-2 |
5 |
1440х1640 |
11 |
|
2 СН 11-2 |
11 |
1680х1740 |
25 |
|
2 СН 20-2 |
21,5 |
1900х2350 |
50 |
В стволах размещают обычно лестничное, трубное, кабельное отделения, иногда предусматривают устройство так называемого инспекторского подъема. Полезную емкость скипа W, обеспечивающую заданную производительность (тыс. т/год) , можно рассчитать по формуле
где qj, - наивыгоднейший груз, поднимаемый за один раз, кг;
где Qqm; - часовая производительность подъемной установки, т;
Н - глубина подъема; t„ - время пауз, с, t^ = 12 - 16 с;
здесь с - коэффициент неравномерности работы подъемной установки, с = 1,5; N - количество рабочих дней в году; n - часы
работы подъема в сутки.
Расчетное число подъемов в час
Время подъема
Средняя скорость подъема
Максимально допустимая правилами ЕПБ скорость подъема скипа
3.7. Достоинства и недостатки подъемных средств вертикальных стволов
Достоинства скипового подъема: производительность в 5-7 раз .выше, чем у клетевого подъема при одном и том же сечении ствола; возможность полной, автоматизации работы подъема.
Недостатки скипового подъема: большой объем околоствольных выработок. Добавляется скиповая ветвь дли разгрузки вагонеток в бункер, камера опрокида бункер. дозаторная камера; при выдаче двух или нескольких сортов руды требуются 2-3 бункера или отдельных скиповых подъема; увеличивается глубина ствола в связи с наличием бункеров; запыляется воздух в шахтном стволе при погрузке и разгрузке скипов.
Достоинства клетевого подъема: простота устройства околоствольного двора; не требуется проходка подземных бункеров, дозаторных камер, специальных приемных выработок них оборудования; быстрее вскрываются и подготавливаются к эксплуатации горизонты; отсутствует перегрузка руды при подъеме, чем устраняется излишнее измельчение; имеется возможность как выдачи руды и пустых пород, так и спуска-подъема людей, оборудования и материалов; поверхностный комплекс конструктивно проще и дешевле в строительстве; безопаснее эксплуатация ствола, так как руда не просыпается в ствол.
Не требуется периодическая очистка зумпфа, меньше запыляется входящая струя воздуха.
Недостатки клетевого подъема: повышенное сечение подъемных отделений вследствие значительных размеров вагонеток и установки их в клети с соответствующими зазорами (этот недостаток не имеет значения для глубоких рудников, где по условиям проветривания требуется проходить стволы шахт большого сечения); дополнительный мертвый вес вагонетки, чего нет при скиповом подъеме, поэтому требуются клети и подъемные машины больших диаметров, чем для скиповых установок равной производительности, или более мощные многоканатные подъемники; необходимость увеличения парка вагонеток рудника на 30-40 %; значительное уменьшение производительности подъема с понижением горных работ, так как непропорционально возрастает продолжительность цикла. Применение многоэтажных клетей, особенно при вагонетках большой емкости, помимо увеличения времени на маневры, приводит к чрезмерному увеличению диаметра канатов, снижению канатоемкости барабанов и, следовательно, предельной глубины подъема.
3.8. Под-ьомные средства наклонных стволов
Подъем руды в наклонных стволах может производиться скипами, конвейерами, монорельсовым и самоходным транспортом. Подъем скипами производится при углах наклона ствола свыше 18°; из-за малой производительности, большого износа канатов, повышенной опасности при эксплуатации этот способ имеет ограниченное применение.
Конвейерный транспорт. При строительстве и реконструкции рудников все более широкое распространение получают различные варианты схем вскрытия с выдачей руды ленточными и конатно-ленточными конвейерами.
Длина конвейерных установок для выдачи руды по наклонным стволам - от 200 до 4000 м, угол наклона от 8 до 18°. Используют конвейерные ленты шириной от 700 до 1400 мм.
Скорость движения от 2 до 3,5 м/с. Мощность приводя отдельных ставов от 140 до 1160 кВт. Производительность от 300 от 1000 т/ч.
Руду перед загрузкой на конвейерную, ленту дробят в подземных дробилках до крупности 25-70 мм при двухстадийном дроблении, 100-250 мм при одностадийном.
Освоение новых крупных месторождений потребует широкого внедрения мощных конвейерных установок большой протяженности и производительности.
В самое ближайшее время потребуются конвейеры производительностью до 10000 т/ч для подземных рудников и шахт и до 20000 т/ч для карьеров. Мощность приводов таких конвейеров будет достигать 10000 кВт.
Особые требования предъявляются к надежности работы отдельных конвейеров и конвейерных линий в целом. Установки резервной конвейерной линии настолько повышают капитальные затраты, что конвейерный транспорт при прочих равных условиях в ряде случаев становится менее рентабельным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.