Повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях

Страницы работы

Содержание работы

Глава 8. Повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных

ситуациях

8.1. Основные понятия, цели и задачи повышения

устойчивости функционирования объектов

железнодорожного транспорта в чрезвычайных

ситуациях

Без современной индустрии, высокоразвитого сельского хозяйства, развитой системы транспорта, мощного научного потенциала невозможно решение задач ни мирного, ни военного времени. Нарушение нормального функционирования их в результате ЧС может привести к нарушению нормальных условий жизнедеятельности населения, а в военное время решить исход войны в пользу агрессора. Поэтому одной из важных задач государства становится защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени. Эта задача решается путем повышения устойчивости функционирования (работы) объектов и отраслей экономики в ЧС мирного и военного времени.

Цели повышения устойчивости работы объекта (ПУРО) в ЧС: обеспечение функционирования объекта в ЧС, а в случае нарушения работы – восстановление ее в короткие сроки.

Задачи ПУРО: защита работников объекта экономики и членов их семей, снижение или исключение материальных потерь, ущерба природной среде.

На железнодорожном транспорте кроме чисто транспортных объектов имеются промышленные предприятия, поэтому в главе рассматриваются мероприятия по повышению устойчивости работы транспортных и промышленных объектов.

Под устойчивостью работы  объекта (устойчивостью объекта) в ЧС понимают его способность в условиях ЧС производить продукцию в заданных размерах и номенклатуре, а в случае нарушения процесса производства – в короткие сроки восстанавливать его. В понятие «устойчивость объекта» входит также его способность предупреждать возникновение ЧС, особенно техногенного характера, предотвращать или уменьшать угрозу жизни и здоровью людей, ущерб природной среде.

Под устойчивостью работы железнодорожного транспорта понимают его способность в условиях ЧС выполнять перевозки в заданных размерах, а в случае нарушения перевозочного процесса – в короткие сроки восстанавливать его.

Роль транспорта определяется  тем, что он является связующим звеном между экономическими районами, отраслями экономики, производством и потреблением, а в военное время – между фронтом и тылом. При возникновении ЧС дополнительно появляются перевозки, не свойственные для нормальных условий жизнедеятельности населения. Это – подвоз аварийно-спасательных формирований и техники в зоны ЧС для проведения АСДНР, вывоз пораженных из зоны ЧС, эвакуация населения и другие. Значительная часть этих перевозок падает на железнодорожный транспорт.

Под объектом железнодорожного транспорта (ОЖДТ) понимают железнодорожную станцию (узел) с расположенными в ее районе предприятиями, учреждениями, организациями железнодорожного транспорта.

К важнейшим элементам ОЖДТ относятся основные железнодорожные пути, устройства автоматики, связи и СЦБ, стрелочные переводы, искусственные сооружения, устройства энергоснабжения и другие. Для участковой, сортировочной, грузовой и других подобных станций в зависимости от их назначения  и характера работы важными элементами являются также сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйства, сортировочные, грузовые и другие устройства.

Устойчивость ОЖДТ зависит от многих факторов, в том числе от местоположения объекта относительно источников ЧС, характера и важности выполняемой работы, устойчивости инженерно-технического комплекса (зданий, сооружений, оборудования, устройств).

Под устойчивостью инженерно-технического комплекса (ИТК) понимают способность комплекса противостоять воздействию поражающих факторов источника ЧС, в первую очередь воздушной ударной волны. Устойчивость ИТК иногда называют физической или статической устойчивостью, а устойчивость работы – технологической устойчивостью объекта.

Поскольку обеспечить абсолютную защиту от воздействия воздушной ударной волны невозможно, устанавливают целесообразный предел устойчивости ИТК.

За предел устойчивости ИТК принимают величину избыточного давления на фронте воздушной ударной волны, при превышении которой объект выходит из строя, прекращает работу.

Большинство зданий, сооружений, оборудования считаются вышедшими из строя при средних разрушениях. При таких разрушениях восстановление их возможно. При этом за предел устойчивости принимают средние значения табличных данных для средних разрушений (прил. …). Как правило, он задается вышестоящим органом, но может быть определен и на месте объектовой комиссией устойчивости, но не ниже заданного вышестоящим органом.

Предел устойчивости ИТК объекта в целом определяют в зависимости от устойчивости его элементов (путевого развития, зданий, оборудования и т. д.), существенно влияющих на работу объекта (для промышленного объекта – это основные цехи, для ОЖДТ – основные пути, устройства связи и СЦБ, локомотивного и вагонного хозяйства и другие, непосредственно связанные с обслуживанием движения поездов). При этом низкая устойчивость элементов, которые в случае разрушения могут быть восстановлены или заменены в короткие сроки, на определение предела устойчивости не должна влиять.

Пределу устойчивости по ударной волне должны соответствовать пределы устойчивости по тепловому излучению и другим поражающим факторам. При разработке мероприятий по повышению устойчивости должна быть обеспечена равная устойчивость по всем поражающим факторам источников ЧС.

Повышение устойчивости работы объекта (ПУРО) в ЧС состоит в разработке и осуществлении инженерно-технических, технологических, организационных и других мероприятий, направленных на повышение предела устойчивости ИТК, надежности работы объекта, исключение или снижение возможных потерь среди работников, разрушений зданий, сооружений и других элементов объекта, создание условий для проведения АСДНР и восстановительных работ в короткие сроки. Попутно решаются задачи по обеспечению безопасности труда, предотвращению ущерба природной среде.

Технологические мероприятия по ПУРО сводятся к внесению изменений в технологию производства в условиях ЧС. К ним можно отнести, например, пропуск поездов по обходам крупных узлов, перераспределение количества энергоносителей по потребителям с учетом условий ЧС и т. д.

Организационные мероприятия касаются действий людей в условиях ЧС. Примеры: определение порядка действий по сигналам оповещения, приведение в полную готовность формирований ГО и др.

Основными являются инженерно-технические мероприятия (ИТМ). Они направлены на инженерную подготовку объектов к работе в условиях ЧС. Примеры: строительство защитных сооружений, обходов крупных железнодорожных узлов и т. д.

Проведение ИТМ регламентируется государственными и отраслевыми нормативными документами (в дальнейшем: Нормы).

Нормы применяют при проектировании новых, реконструкции и расширении действующих объектов промышленности, транспорта (в том числе при строительстве вторых железнодорожных путей), энергетики, связи, расположенных в зонах возможных сильных разрушений. На остальной территории мероприятия выполняются в основном объеме радиационной и химической защиты, а также связанные с защитой от стихийных бедствий.

Похожие материалы

Информация о работе