Повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях, страница 10

3) Станция расположена в пределах категорированного города. Поэтому необходимо предусмотреть строительство обхода станции с подготовкой необходимого количества предузловых станций.

Надежное материально-техническое снабжение в условиях ЧС достигается: заблаговременным созданием страховых запасов сырья, топлива, оборудования, комплектующих изделий, инструментов; организацией производства некоторых комплектующих изделий, инструментов на месте; дублированием производства на родственных объектах; согласованием резервных предприятий-поставщиков, транспортных связей с ними; изысканием возможностей перехода на местные источники сырья и топлива; организацией маневра в пределах отделения дороги, дороги; рассредоточенных хранением запасов в безопасных зонах.

4. Создание условий для быстрого восстановления работы объекта в ЧС. Восстановление прерванного движения поездов, работы объектов в короткие сроки невозможно без заблаговременной подготовки.

Каждое отделение дороги имеет штатные восстановительные и пожарные поезда, аварийно-полевые команды, восстановительные летучки различного назначения. К ликвидации аварийных ситуаций привлекаются также линейные подразделения железной дороги, а также формирования территориальных органов управления РСЧС по планам взаимодействия между ними и органами железнодорожного транспорта.

На военное время организовано техническое прикрытие важнейших объектов (крупных узлов, мостов, тоннелей и др.). Под техническим прикрытием понимают комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию последствий ударов противника по железнодорожным объектам в целях быстрейшего восстановления прерванного движения поездов. Организация технического  прикрытия возлагается, прежде всего, на органы, осуществляющие эксплуатацию железных дорог.

На промышленных объектах на основе оценки устойчивости работы заблаговременно разрабатывают планы восстановления работы объекта. Основные мероприятия по созданию условий для быстрого восстановления работы объекта: разработка технической документации на восстановление; создание запасов восстановительных материалов, резерва основных и легкоповреждаемых узлов и деталей оборудования, отдельных видов оснастки станков и установок; подготовка модулей; организация ремонтно-восстановительных бригад, создание для них запаса экипировки и технического оснащения, проведение с ними учебно-тренировочных занятий, создание фонда страховой документации (например микрофильмирования ее) и надлежащее ее хранение.

5. Устойчивость управления производством в ЧС достигается: подготовкой защищенного пункта управления, групп управления производством по числу смен во главе с главным инженером, заместителями начальника ГО; автоматизацией, роботизацией производства; внедрением автоматизированных систем управления, дистанционного управления технологическим процессом; подготовкой управленческой документации (плана действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий; плана ГО; инструкций по действиям по сигналам оповещения, в условиях заражений и т. д.); созданием надежных систем управления, связи и оповещения.

Устойчивость работы в условиях загрязнений. Радиоактивное, химическое и бактериологическое загрязнения могут оказать влияние на производственную деятельность объекта через воздействие на людей соответствующих поражающих факторов, через загрязнение территорий, зданий, оборудования и т. д. Кроме того, на объекте могут быть материалы и аппаратура, чувствительные к радиации.

Для обеспечения устойчивости объекта в условиях загрязнений заблаговременно должны быть: подготовлены укрытия; создан запас СИЗ и определен порядок их выдачи на руки; установлен порядок действий по сигналам оповещения; разработаны варианты вывода людей, подвижного состава из зон возможного заражения; созданы стационарные обмывочные пункты, пункты обеззараживания подвижного состава, запасы обеззараживающих веществ и материалов; определен порядок остановки производства или продолжения работы в условиях загрязнения; организованы разведка, наблюдение и контроль за обстановкой в условиях загрязнения.

В условиях радиоактивного загрязнения может быть введен режим радиационной защиты, биологического – режим карантина или обсервации, химического – режим в зависимости от типа АХОВ (ОВ).

Движение поездов в условиях заражений, как правило, не прекращается. В исключительных случаях (высокая мощность дозы радиации, большая плотность загрязнения АХОВ, ОВ) начальником дороги, отделения дороги может быть принято решение на отклонение потока поездов от загрязненных участков, временную задержку поездов на подходах к загрязненному участку до завершения работ по обеззараживанию пути.

Через загрязненные участки поезда следуют с максимальной скоростью, с остановками на станциях только по техническим причинам. В вагонах систему вентиляции отключают, закрывают окна, двери, выпуски в санузлах пассажирских вагонов.

После преодоления загрязненного участка пассажиры, при необходимости, проходят санитарную обработку с обеззараживанием одежды, обуви, СИЗ. Подвижной состав подвергается обеззараживанию.

Мероприятия по защите от проникающей радиации. К проникающей радиации чувствительны радиоэлектронная и оптикоэлектронная аппаратура. Эффективным методом защиты от проникающей радиации является повышение их радиационной стойкости. Это достигается: применением радиационно-стойких материалов и элементов; разработкой соответствующих схемных решений (применением схем, блокирующих избыточные токи и напряжения, а также устройств, выключающих аппаратуру во время действия приникающей радиации и др.), использованием экранирующих свойств корпуса изделия, местных экранов из материалов, поглощающих излучения (например, бор хорошо поглощает нейтроны, свинец – гамма-излучение).