Повышение устойчивости функционирования объектов железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях, страница 9

Так, тяжелое оборудование рекомендуется размещать на первых этажах зданий, а наиболее ответственные участки производства, энергетические установки - в частично или полностью заглубленных помещениях, подземных выработках. Уникальное и ценное оборудование, приборы целесообразно размещать в специальных защитных сооружениях.

Многие виды оборудования выдерживают большую нагрузку ударной волны, чем здания, в которых они находятся. Поэтому, если позволяет технология, рекомендуется такое оборудование размещать открыто или в зданиях павильонного типа с легкими и трудносгораемыми ограждающими конструкциями, обломки которых в случае их разрушения не могут нанести вред оборудованию.

Необходимость крепления оборудования к фундаменту (дополнительного крепления для закрепленного оборудования) для защиты от воздействия ударной волны обосновывается расчетами. Конструкция крепления может быть жесткой и податливой. Жесткое крепление в виде анкеров, растяжек и т. д.  может обеспечить защиту от сдвига и опрокидывания, но не уменьшает динамическое воздействие ударной волны. Податливое крепление, например, растяжка с пружинной вставкой, использует энергию пластической деформации крепления для гашения энергии ударной волны.

При выборе оборудования предпочтение следует отдавать, при прочих равных характеристиках, оборудованию меньших габаритов, обтекаемой формы, из более прочных материалов, защищенному от проникновения внутрь РВ, капель АХОВ.

Для защиты от падающих обломков здания заблаговременно разрабатывают и изготавливают специальные защитные приспособления в виде упругих навесов, зонтов, кожухов, шатров, шкафов и других подобных устройств (рис. 8.7). Установка защитных приспособлений от сдвига, опрокидывания, падающих обломков зданий на оборудование производится с переводом ГО на военное положение, при угрозе урагана, смерча.

Чувствительное к инерционному разрушению оборудование устанавливают на специально деформируемые опоры, которые за счет податливых элементов (спиралей, например) растягивают во времени действие ударной волны, резко снижая при этом максимальное значение воспринимаемой нагрузки.

Приборы управления оборудованием и контроля рекомендуется заглублять, улучшать их обтекаемость, защищать кожухами или камерами. Рекомендуется упрочнение и защита уязвимых элементов оборудования.

Технологическое оборудование должно быть защищено от обрушения мостовых кранов и другого навесного оборудования. Мостовой кран по сигналу «Воздушная тревога», при угрозе урагана отводится на заранее подготовленное безопасное место и закрепляется.

Повышению устойчивости технологического процесса, кроме мероприятий по непосредственной защите оборудования, способствуют: внедрение обходной или упрощенной технологии в условиях ЧС (за счет исключения из технологии отдельных станков, возможной замены исходных материалов и т. п.); подготовка котельных к работе на резервных видах топлива; исключение из технологического процесса или сокращение применения опасных веществ; подготовка системы электроснабжения к работе по специальным режимам; разработка способов перевода на пониженные режимы работы или быстрой безаварийной остановки производства в ЧС (действующее  оборудование разрушается сильнее) и другие мероприятия.

При оценке устойчивости коммунально-энергетического хозяйства к воздействию ударной волны необходимо определить нормальную и минимальную потребности объекта по видам энергии, возможности и устойчивость источников энергии и коммуникаций; сделать анализ последствий разрушений отдельных элементов системы, характера возможных аварий и вторичных факторов поражения и разработать мероприятия по повышению надежности системы. Возможные мероприятия указаны в п.8.2.

Пример 4. Оценить устойчивость работы участковой станции К (рис. 8.8) к воздействию воздушной ударной волны, если отделением дороги предписано довести ее до 35 кПа. Характеристика устойчивости некоторых элементов станции дана в таблице 8.1. Станция расположена в пределах категорированного города.

Решение. 1) Пределы устойчивости, равные или выше заданного (определены по табл. 8.1), имеют здание депо (35кПа), убежища, пути, крановое оборудование, подземные коммунально-энергетические сети, кабельные линии связи, контактная сеть. Все остальные элементы имеют предел устойчивости ниже заданной. Движение поездов в первую очередь обеспечивается функционированием пассажирского здания (в нем находится помещение дежурного по станции), путевого развития, депо, устройств связи, поста ЭЦ, контактной сети, тяговой подстанции.

2) Мероприятия по устойчивости каждого элемента могут быть разработаны с учетом его роли в обеспечении перевозочного процесса и защиты людей, конструктивных особенностей и других факторов. В общем виде такими мероприятиями могут быть: для пассажирского здания – переход дежурного по станции в пункт управления во встроенном убежище (усиление здания до заданного предела устойчивости не требуется, т. к. выход его из строя на движение поездов не влияет; необходимо приспособление его для укрытия людей в мирное время в случае заражений); для убежищ – дополнительное оборудование установкой регенерации внутреннего объема воздуха на случай аварии в поездах с выбросом АХОВ; для депо – защита станочного и другого оборудования от воздействия ударной волны, отвод мостовых кранов в безопасное место и закрепление в случае угрозы возникновения ЧС; для котельной – усиление здания и защита оборудования, дублирование ее путем подсоединения тепловых и других сетей к соответствующим сетям города (возможно строительство дублирующей котельной в защищенном помещении); для коммунально-энергетических сетей – кольцевание сетей, замена наземных сетей подземными; для узла связи – размещение части оборудования во встроенном убежище; для поста ЭЦ – размещение части оборудования в защищенном подвальном помещении, создание запаса курбелей с обучением работников пользованию ими; для вводов электрических сетей в здания – замена их подземными; для контактной сети (устойчивость ее выше заданного предела устойчивости ИТК, но ниже устойчивости путей) – подготовка восстановительных сил и средств, создание запаса восстановительных материалов; для тяговой подстанции – усиление здания, защита оборудования.