Cистема использования машин на строительстве. Уровень оснащения. Коэффициент сменности

Страницы работы

Содержание работы

CИСТЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

УРОВЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ. КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ.

Создание и внедрение высокопроизводительных машин для ремонта и содержания пути позволили за последние 20 — 25 лет снизить затраты труда почти в 4 раза. В результате их применения уровень механизации возрос примерно вдвое и составил на капитальном ремонте 87,3 %, на среднем — 76,2 %, на подъемочном — 69,4 %, на текущем содержании — 40,4 %. Достигнутый уровень механизации исключает необходимость привлечения в путевое хозяйство около 200 тыс. рабочих, что в современных условиях решает одну из важнейших задач — уменьшение эксплуатационных расходов.

При комплексно-механизированном производстве путевых работ, когда все трудоемкие основные и вспомогательные операции технологического процесса производятся комплектом машин и механизмов, темп работ задается ведущей машиной, выполняющей, как правило, наиболее трудоемкую операцию. Например, при капитальном ремонте пути ведущей машиной является путеукладчик.

На наших дорогах достигнуты высокие показатели использования тяжелых путевых машин. Так, один комплект путеукладчиков в "окно" продолжительностью 4,5 ч переукладывает 1300 м рельсо-шпальной решетки, а годовая нормативная выработка на одну машину составляет: для путеукладчиков — 120 км, щебнеочиститель-ных машин — 150 км, электробалластеров — 2QO км, хопперов-дозаторов — 3506 м3.

Современные тенденции и новые требования к составу и качеству путевых работ, например глубокая очистка балластного слоя, обеспе­чение стабильного состояния пути после "окна" и др., приведут к более низким показателям выработки машин по протяженности пути. Например, для щебнеочистительной машины — до 50 км пути в год. Однако общие эксплуатационные расходы и потери за счет задержек поездов снизятся.

Число ведущих машин М» в комплекте устанавливается исходя из объема работ и сроков их выполнения:

,

где V— объем работ на объекте;

— сменная эксплуатационная производительность ведущей машины;

b— число смен в сутки;

t— срок выполнения работ в рабочих днях.

Число вспомогательных машин в комплекте определяется исходя из обеспечения бесперебойной работы ведущих машин и наиболее полного их использования по времени:

где —сменная эксплуатационная производительность вспомогательных машин.

Сменная эксплуатационная производительность ведущей или вспомогательной машины

 или ,

где tcм — число часов работы в смену; Hвыр — производственная норма выра­ботки (единицы продукции в час); kВ— коэффициент использования внутри-сменного времени; VH— объем работ, предусмотренный нормами, единица продукции (1 звено, 1 км, 100 м3 и др.); Hвр — техническая норма времени работы машины на измеритель, машино-ч.

Годовая эксплуатационная производительность машин

где  tг— число смен работы машины в год.

Эксплуатационная производительность комплекта машин (сменная, годовая) принимается равной производительности ведущих машин:

Степень использования и техническая оснащенность средствами механизации оцениваются рядом показателей, таких, как уровень механизации работ, энерговооруженность и механовооруженность труда, степень автоматизации работы.

Уровень механизации путевых работ, %, равен отношению суммы затрат труда на операции, охваченные механизацией, к общим затратам труда на весь объем вспомогательных работ. В том и другом случае затраты труда определяются при ручном исполнении по установленным нормам

где qi — затраты труда на i-ю операцию; Q — общие затраты ручного труда на 1 км пути;n — число операций.

Средний уровень механизации подсчитывается для нескольких разнородных работ, имеющих разные уровни механизации

,

где Qi — объем выполненного ремонта с разными уровнями механизации; ki — коэффицент для условного перевода объема ремонта к приведенному объему (при капитальном ремонте пути с постановкой на новый щебень  ki  = 1, при иных условиях, например на старом щебне с укладкой железобетонных шпал, ki >l); Уi   — уровень механизации отдельной работы.

Ресурс машинного времени определенным образом связан с ресурсом рабочего времени управляющего машиной человека. Обычно практикуют сменный режим работы машины, что увеличивает ресурс машинного времени и позволяет компенсировать некоторые виды потерь рабочего времени управляющего машиной человека. Но эксплуатация машины предопределяет и собственные потери времени. Поэтому балансовое уравнение  для работы машины раскрывается следующим образом

Годовой фонд tрмг рабочего времени машины обычно исчисляют в часах. Среднее дневное число часов работы машины определяют как произведение tcм Kсм средней продолжительности tcм и среднего учетного числа Kсм смен в сутки, так называемого коэффициента сменности, Обратная величина этого произведения, умноженная на tрмг, дает годовое число nдр  рабочих дней, в силу чего

В сумме потерянного времени тоже имеются члены, пропорциональные tрмг. Для каждой группы таких потерь справедливо выражение nдпд/чtрмг , где коэффициент пропорциональности Кд/ч выражает число дней на час работы машины, но не рабочих, а потеряных. Все пропорцыональные tрмг  потери времени следует перенести в левую часть уравнения, оставив в правой лишь исчисляемые независимо праздничные и выходные дни nпдв, а также дни nпдм  простоев по метеорологическим причинам. В результате балансовое уравнение примет вид

где SКд/ч – сумма отношений затрат времени в днях на все процессы, сопровождающие работу машины, к продолжительности этой работы в ч;

Через отношения Кд/ч можно выразить любые потери времени, отличающиеся известной периодичностью, например, на перебазировки с объекта на объект в течение года на техническое обслуживание и текущие ремонты, на повторяющуюся подготовку к проведению рыхления грунтов взрывом и т.д.В наиболее распространенной записи формула для годового ресурса машино-часов имеет вид

где -относительное число (по году) праздничных и выходных дней;

мп-относительное число дней, теряемых за год метеорологическим причинам;

tпб-среднее время перебазировки на объект в днях;

tоб-среднее время работы машины на одном объекте,ч;

Kоп-коэффициент пропорциональности (в днях на 1 ч рабботы) в выражении потерь времени на техническое обслуживание и текущие ремонты машин;

* и -относительные, выраженные в долях рабочего времени, значения дополнительных затрат времени на перебазировки, технического обслуживания и текущие ремонты.

Умножая tрмг на среднечасовую эксплуатационную производительность Qэсч машины, можно получить ее годовую выработку

Vмг=Qэсчtрмг;

Qэсч1Qэч,

где К1-численный коэффициент,Qэч- эксплуатационная часовая производительность машины, которую устанавливают по производственным нормам выработки.

Коэффициэнт К1 учитывает нецелодневные потери по организационным и метеорологическим причинам для среднесписочной машины. Дробь в формуле выражает уменьшение годового календарного фонда из-за всевозможных целодневных потерь. Следовательно, при определении годовой выработки Vмг можно ввести вычисляемый коэффициент общих потерь времени

Копв=;

Тогда выражение для годовой выработки примет вид

где ncм - планируемое число групп рабочих, используемых по сменам.

Похожие материалы

Информация о работе