Это число следует вводить в расчет вместо среднего учетного коэффициента сменности, имеющего в целом по строительству значения 1,4 — 1,6, свидетельствующие о существенных пока потерях времени работы машин. Однако коэффициент сменности не может служить в качестве независимой управляемой переменной, поскольку в действительности его значения обобщенно связаны с целодневными и с целодневными потерями. Поэтому при расчетах годового ресурса машинного времени правильнее принимать во внимание плановое число рабочих групп, которые могут работать по сменам, а потери времени учитывать отдельно.
Энерговооруженность труда на одного рабочего, кВт«ч,
О Ё=Ч
Э = "*Р~'
где ni — потребляемая в процессе производства электроэнергия, кВт*ч, в течение года; £р — среднесписочная численность рабочих, занятых в производстве.
Механовооруженность труда определяется как отношение балан-
п
совой стоимости машин и механизмов £ С;, используемых в течение
(=1 года, к среднесписочному числу рабочих, т. е.
я
ЕС, ,, (=1
Расчеты балансовой стоимости машин должны производиться с учетом сопоставимых условий ценообразования.
Степень автоматизации технологического процесса оценивается коэффициентом
1+-
т
T.taj
1=1
где /и/ — среднее время, затрачиваемое на реализацию /'-и неавтоматизированной операции (включая операции управления); taj— среднее время, затрачиваемое на автоматическое выполнениеу'-й операции.
При высокой степени автоматизации (Ка > 0,98) процесс считается автоматическим, при средней степени автоматизации (0,98 > > Ка > 0,5) процесс считается втоматизированным. Если Ка < 0,5, то процесс имеет низкую степень автоматизации.
Кроме этого, имеется ряд показателей, характеризующих эффективность использования парка машин с позиций надежности. К ним относятся коэффициенты готовности, технического использования и
др.
Коэффициент готовности характеризует безотказность и ремонтопригодность машины:
v То
где 7Ь — наработка на отказ; 7в — среднее время восстановления машины.
Коэффициент технического использования, характеризующий ремонтопригодность машин и уровень их технического обслуживания,
Тр + /рем + 'обе
где Тр — суммарная наработка всех машин; /рем, /обе — время простоев соответственно во время ремонта и технического обслуживания всех машин.
Важными показателями эффективности и целесообразности внедрения средств механизации являются трудоемкость и себестоимость продукции.
Трудоемкость единицы продукции при использовании комплекта машин установленного состава
л
Тм.см, Nu, + Тр
г _*=' lea- —
где Тм. см/ — затраты труда, приходящиеся на смену работы i'-ой машины; дгм| — число машин /-го типа в комплекте; п — число типов машин в комплекте; Тр — затраты труда за смену вспомогательных рабочих, участвующих в технологическом процессе; У75к — сменная эксплуатационная производительность комплекта машин в единицах конечной продукции.
Себестоимость единицы конечной продукции при использовании комплекта мащин постоянного состава
i=\
, If**
где См. см* — стоимость машино-смены машины /'-го типа; Ср — сменная заработная плата вспомогательных рабочих, не учтенная в стоимости машино-смен; Н\,Нг — коэффициенты, учитывающие накладные расходы на затраты по эксплуатации машин и на заработную плату.
Целесообразность внедрения той или иной машины или комплекта машин должна быть обоснована технико-экономическими расчетами, натуральными показателями или социальными соображениями. Необходимо также рассчитать размеры предполагаемого экономического эффекта.
Применительно к машинам, используя метод сравнения вариантов, сопоставляют себестоимость и удельные капитальные вложения и рассчитывают коэффициент сравнительной экономической эффективности дополнительных капитальных вложений
,. Сед, — Сед,
Куц, - /Гуд, '
где Седь CW2 — себестоимость единицы продукции по первому и второму вариантам; КуЯ\, Кулг — удельные капитальные вложения по вариантам
ЕЛГ,
vi=\ ЛУД = —Г" .
где /Т^к — годовая эксплуатационная производительность комплекта машин.
Вариант, требующий больших капитальных затрат, считается эффективным, если £ > Ен = 0,15, здесь Ен — нормативный коэффициент эффективности.
Иногда оценочным показателем целесообразности внедрения более дорогостоящего варианта принимают срок окупаемости, лет, являющийся величиной, обратной коэффициенту эффективности:
уя.1 — |
— К
Сопоставление нескольких вариантов (с учетом себестоимости и' капитальных затрат) производится путем расчета приведенных удель-1^ ных затрат
•Зуд/ = Суд/ + ЕцКуа! —> min.
Й<
Вариант с минимальными приведенными затратами по экономи-^f ческим соображениям предпочтительнее.
Кроме рассмотренных денежных показателей, при сравнении вариантов учитываются основные натуральные показатели (трудоемкость работ, расход металла, расход условного топлива и др.), а также социальные аспекты.
Сравнительный экономический эффект определяется как разность приведенных удельных затрат для сравниваемых вариантов, умноженная на объем работ:
Ээ = ^(Суд| + £„/Гуд|) — (Суд2 + ЕИКуя2)].
Ш
Решая вопрос комплексной механизации и автоматизации путевых работ, необходимо учитывать ряд условий и требований. Прежде всего следующие:
обеспечение органического взаимодействия технических средств^! технологии и организации работ;
достижение высокой эффективности работ и соблюдение техники, безопасности;
многовариантный выбор комплектов машин с учетом тенденций их совершенствования;
придание необходимой эксплуатационной технологической гибкости комплекту машин;
обеспечение максимально возможной интенсивности использования машин, механизмов и ресурсов.
где Одр и В~р – чисдо дней рабочих и потеряннык соот- ветственно.
Причины потерь рабочего времени могут быть различ- ными, поэтому принято раздельное суммирование потерян- ных дней. Для отдельного рабочего объективно обусловлен- ные потери складываются из праздничных и выходных дней,
дней ежегодного отпуска, дней неявок на работу по причш~е
болезни, выполнения обшественных обязанностей и прочим уважительным причинам. При явке на работу бывают поте- ри времени из-за простоев по организационным причинам, не зависяшим от рабочего, Ресурс машинного времени определенным образом связан с ресурсом рабочего време- ни управляющего машиной человека. Обычно практикуют сменный режим работы машины, что'увеличивает ресурс машинного времени и позволяет компенсировать некоторые виды потерь рабочего времени уп~вляюшего машиной че- ловека. Но эксплуатация машины предопределяет и собст- венные потери времени. Поэтому балансовое уравнение
(5.1) для работы машины раскрывается несколько иначе, чем для человекв.
Годовой фонд ~й~~ рабочего времени машины обычно исчисляют в часах. Среднее дневное число часов работы машины определяют как произведение Ф~~Кй~ средней про-
должительности Ь~~смены и среднего учетного числа К~~ смен в сутки, так называемого коэффициента сменности, Обратная величина этого произведения, умноженная на ф ", дает годовое число б~р рабочих дней, в силу чего
!
~РМГ = 365 – ~''. ~~ дд •
й СМ~СМ
(5.2)
В сумме потерянного времени тоже имеются члены, про- порциональные Сй~д~ . Для каждой групны таких потерь
справедливо выражение Юдд~Кдц'Ьр~ц, где коэффициент
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.