Cистема использования машин на строительстве. Уровень оснащения. Коэффициент сменности, страница 2

Это число следует вводить в расчет вместо   среднего учетного коэффициента сменности, имеющего в целом   по строительству значения 1,4 — 1,6, свидетельствующие   о существенных пока потерях времени работы машин. Однако коэффициент сменности не может служить в качестве независимой управляемой переменной, поскольку в действительности его значения обобщенно связаны с целодневными и с целодневными потерями. Поэтому при расчетах  годового ресурса машинного времени правильнее принимать   во внимание плановое число рабочих групп, которые    могут работать по сменам, а потери времени учитывать отдельно.

Энерговооруженность труда на одного рабочего, кВт«ч,

О        Ё=Ч

Э = "*Р~'

где ni — потребляемая в процессе производства электроэнергия, кВт*ч, в течение года; £р — среднесписочная численность рабочих, занятых в производ­стве.

Механовооруженность труда определяется как отношение балан-

п

совой стоимости машин и механизмов £ С;, используемых в течение

(=1 года, к среднесписочному числу рабочих, т. е.

я

ЕС, ,,   (=1

Расчеты балансовой стоимости машин должны производиться с учетом сопоставимых условий ценообразования.

Степень автоматизации технологического процесса оценивается коэффициентом

1+-

т

T.taj

1=1

где /и/ — среднее время, затрачиваемое на реализацию /'-и неавтоматизирован­ной операции (включая операции управления); taj— среднее время, затрачивае­мое на автоматическое выполнениеу'-й операции.

При высокой степени автоматизации а > 0,98) процесс считается автоматическим, при средней степени автоматизации (0,98 > > Ка > 0,5) процесс считается втоматизированным. Если Ка < 0,5, то процесс имеет низкую степень автоматизации.

Кроме этого, имеется ряд показателей, характеризующих эффек­тивность использования парка машин с позиций надежности. К ним относятся коэффициенты готовности, технического использования и

др.

Коэффициент готовности характеризует безотказность и ремонто­пригодность машины:

v          То

где 7Ь — наработка на отказ; 7в — среднее время восстановления машины.

Коэффициент технического использования, характеризующий ре­монтопригодность машин и уровень их технического обслуживания,

Тр + /рем + 'обе

где Тр — суммарная наработка всех машин; /рем, /обе — время простоев соот­ветственно во время ремонта и технического обслуживания всех машин.

Важными показателями эффективности и целесообразности внед­рения средств механизации являются трудоемкость и себестоимость продукции.

Трудоемкость единицы продукции при использовании комплекта машин установленного состава

л

Тм.см, Nu, + Тр

г  _*=' lea-

где Тм. см/ — затраты труда, приходящиеся на смену работы i'-ой машины; дгм| — число машин /-го типа в комплекте; п — число типов машин в комплекте; Тр — затраты труда за смену вспомогательных рабочих, участвующих в техно­логическом процессе; У75к — сменная эксплуатационная производительность комплекта машин в единицах конечной продукции.

Себестоимость единицы конечной продукции при использовании комплекта мащин постоянного состава

i=\

, If**

где См. см* — стоимость машино-смены машины /'-го типа; Ср — сменная заработная плата вспомогательных рабочих, не учтенная в стоимости машино-смен; Н\,Нг — коэффициенты, учитывающие накладные расходы на затраты по эксплуатации машин и на заработную плату.

Целесообразность внедрения той или иной машины или комплек­та машин должна быть обоснована технико-экономическими расчета­ми, натуральными показателями или социальными соображениями. Необходимо также рассчитать размеры предполагаемого экономичес­кого эффекта.

Применительно к машинам, используя метод сравнения вариан­тов, сопоставляют себестоимость и удельные капитальные вложения и рассчитывают коэффициент сравнительной экономической эффек­тивности дополнительных капитальных вложений

,.     Сед, — Сед,

Куц, - /Гуд,  '

где Седь CW2 — себестоимость единицы продукции по первому и второму вариантам; КуЯ\, Кулг — удельные капитальные вложения по вариантам

ЕЛГ,

vi=\ ЛУД = —Г" .

где /Т^к — годовая эксплуатационная производительность комплекта машин.

Вариант, требующий больших капитальных затрат, считается эф­фективным, если £ > Ен = 0,15, здесь Ен — нормативный коэффици­ент эффективности.

Иногда оценочным показателем целесообразности внедрения более дорогостоящего варианта принимают срок окупаемости, лет, являющийся величиной, обратной коэффициенту эффективности:


уя.1

К

Сопоставление нескольких вариантов (с учетом себестоимости и' капитальных затрат) производится путем расчета приведенных удель-1^ ных затрат

•Зуд/ = Суд/ + ЕцКуа! —> min.

Й<

Вариант с минимальными приведенными затратами по экономи-^f ческим соображениям предпочтительнее.

Кроме рассмотренных денежных показателей, при сравнении ва­риантов учитываются основные натуральные показатели (трудоем­кость работ, расход металла, расход условного топлива и др.), а также социальные аспекты.

Сравнительный экономический эффект определяется как разность приведенных удельных затрат для сравниваемых вариантов, умно­женная на объем работ:

Ээ =   ^(Суд|  + £„/Гуд|) — (Суд2 + ЕИКуя2)].

Ш

Решая вопрос комплексной механизации и автоматизации путевых работ, необходимо учитывать ряд условий и требований. Прежде всего следующие:

обеспечение органического взаимодействия технических средств^! технологии и организации работ;

достижение высокой эффективности работ и соблюдение техники, безопасности;

многовариантный выбор комплектов машин с учетом тенденций их совершенствования;

придание необходимой эксплуатационной технологической гиб­кости комплекту машин;

обеспечение максимально возможной интенсивности использова­ния машин, механизмов и ресурсов.

где Одр и В~р – чисдо дней рабочих и потеряннык соот- ветственно.

Причины потерь рабочего времени могут быть различ- ными, поэтому принято раздельное суммирование потерян- ных дней. Для отдельного рабочего объективно обусловлен- ные потери складываются из праздничных и выходных дней,

дней ежегодного отпуска, дней неявок на работу по причш~е

болезни, выполнения обшественных обязанностей и прочим уважительным причинам. При явке на работу бывают поте- ри времени из-за простоев по организационным причинам, не зависяшим от рабочего, Ресурс машинного времени определенным образом связан с ресурсом рабочего време- ни управляющего машиной человека. Обычно практикуют сменный режим работы машины, что'увеличивает ресурс машинного времени и позволяет компенсировать некоторые виды потерь рабочего времени уп~вляюшего машиной че- ловека. Но эксплуатация машины предопределяет и собст- венные потери времени. Поэтому балансовое уравнение

(5.1) для работы машины раскрывается несколько иначе, чем для человекв.

Годовой фонд ~й~~ рабочего времени машины обычно исчисляют в часах. Среднее дневное число часов работы машины определяют как произведение Ф~~Кй~ средней про-

должительности Ь~~смены и среднего учетного числа К~~ смен в сутки, так называемого коэффициента сменности, Обратная величина этого произведения, умноженная на ф ", дает годовое число б~р рабочих дней, в силу чего

!

~РМГ = 365 – ~''. ~~ дд •

й СМ~СМ

(5.2)

В сумме потерянного времени тоже имеются члены, про- порциональные Сй~д~ . Для каждой групны таких потерь

справедливо выражение Юдд~Кдц'Ьр~ц, где коэффициент