Защита сенсорного оборудования от любого вида влажности имеет первостепенное значение. Кроме того, необходимо учитывать, что все электрические соединения должны быть всегда тщательно проверены. Ненадежные соединения могут исправно работать в депо, но в реальных эксплуатационных условиях приводят к отказам, например из-за плохого контакта.
Несмотря на то, что поверхность щебеночного балласта в пути должна быть ниже верхней плоскости шпалы, на практике всегда возможны нарушения. В результате разрежения, создающегося под вагоном поезда, движущегося с высокой скоростью, происходит захватывание воздушным потоком частиц щебня, которые ударяются о подкузовную часть вагона и тележки, нередко повреждая корпуса установленных там чувствительных датчиков и их кабельную подводку. Зимой большую опасность представляют обломки льда с вмерзшими частицами щебня.
Эксплуатация в зимних условиях
Известно, что зимой условия эксплуатации железных дорог становятся критическими: морозы, снег и лед создают значительные проблемы.
В северных странах особенно много неудобств создает снежная пыль, проникающая в любые неплотности. Колебания температуры приводят к периодическому оттаиванию и смерзанию обломков льда, что может затруднить работу подвижных элементов конструкционных узлов. Кроме того, в результате налипания большого количества снега и льда масса поезда может увеличиться на сотни килограммов. При неблагоприятных обстоятельствах поезд зачастую не может оттаять в течение нескольких дней.
Днище вагона и подкузовное оборудование в современных поездах хорошо защищены от снега и льда, относительно тележек этого сказать нельзя. Снег и лед на тележках могут не влиять на безопасность движения, однако они снижают комфортность поездки. Например, у обледеневших рессор Flexicoil уменьшается рабочий ход, что требует снижения скорости движения и приводит к опозданиям.
Чем компактнее конструкция тележки, тем больше в ней скапливается снега, который в процессе движения превращается в лед. Моторные тележки моторвагонных поездов в этом отношении представляют особую проблему. В выигрышном положении оказывается подвижной состав, у которого тяговые двигатели установлены не на тележке, как в поезде Fiat Pendolino. Когда же к обычному оборудованию добавляется механизм наклона кузова, проблема снега и льда становится еще более острой, поскольку к обычному оборудованию тележки добавляются люлька, маятниковые рычаги, механика наклона, а также датчики с кабельной подводкой и система активного гашения поперечных колебаний.
В Финляндии зимой даже в обычных пассажирских поездах часто возникают проблемы с обледеневшими тележками. Особые трудности возникают со свежевыпавшим снегом при температуре от 0 до — 10 °С. В этом диапазоне температур относительно сырой снег особенно легко удерживается на холодных стальных деталях тележки, превращаясь затем в лед. Пружины рессорного подвешивания, например, полностью забиваются снегом, который при движении пружин уплотняется и замерзает, выводя пружину из строя. Здесь решение проблемы возможно с использованием защитного резинового сильфона.
Для проверки работоспособности в зимних условиях поездов из вагонов с наклоняемыми кузовами компания-изготовитель предложила VR провести эксплуатационные испытания опытного вагона с наклоняемым кузовом зимой 1992/1993 и 1993/1994 гг. Испытания проводились на определенных участках. Хотя эти зимы и не были рекордными по количеству выпавшего снега, тем не менее, в ходе поездок удалось накопить достаточно опыта.
Испытания на опытном образце показали, что зона вторичного рессорного подвешивания вагона очень быстро заполняется снегом, который слипается и затрудняет разворот тележки относительно кузова. Чтобы решить эту проблему, применили защитное суфле, закрывающее эту зону. Такое решение результативно до тех пор, пока суфле находится в исправном состоянии.
В поездах из вагонов с наклоняемыми кузовами, разработанных для VR, токоприемник смонтирован на жесткой стойке, опирающейся на тележку. По всей высоте вокруг этой стойки оставлено свободное пространство (тоннель), чтобы наклоны кузова не оказывали влияния на положение стойки и соответственно токоприемника. В опытном вагоне тоннель был открыт сверху и снизу, поэтому в него попадал снег, который накапливался и ограничивал угол наклона кузова. Это обстоятельство было учтено в конструкции серийных поездов, в которых верхнее и нижнее отверстия тоннеля закрыли резиновыми сильфонами. Такое техническое решение хорошо зарекомендовало себя в эксплуатации. Если в тоннель все же попадает снег, он быстро тает благодаря подаваемому в тоннель теплому воздуху.
Рассмотренные мероприятия помогли лишь частично решить проблемы налипания снега в тележке. Он скапливается на боковых балках рамы тележки, вокруг люльки и гидроцилиндров, что приводит к ограничению угла наклона кузова. Для более полной оценки отрицательного влияния снега и льда испытательные поездки VR проводили вместе с компанией-изготовителем. Однако из-за недостаточной эксплуатационной готовности опытного поезда и тяжелых условий зимней эксплуатации он был выведен из графикового обращения. В связи с этим объем результатов испытаний оказался недостаточным для оценки возможностей поезда. Единственный вывод, который можно было сделать с полным основанием, заключался в том, что снегопад или лежащий на пути снег отрицательно влияют на работоспособность системы наклона кузова вследствие скопления снега в тележке, ограничивающего угол наклона.
Опыт эксплуатации показал, что ограничение работы системы наклона наступает уже после прохождения поездом нескольких сотен километров по участкам с большим числом кривых при сильном снегопаде. Удаление снега после каждой поездки нереально, а в депо поезд попадает только после пробега не менее 1500 км. В связи с этим VR совместно с компанией-изготовителем продолжают поиск новых возможностей усовершенствования конструкции.
Затраты на техническое обслуживание
Статистика, в которой, однако, еще не учтены результаты последних испытаний с суммарным пробегом 1,4 млн. км, показывает, что в среднем обычные плановые затраты в месяц на один поезд составляют около 100 ч, из которых примерно 7 % приходятся на систему наклона кузова.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.