Социальная защита военнослужащих и членов их семей (Из опыта работы социальных служб Великобритании), страница 7

Таковы опыт (общее знакомство), характеризующий  социальную работу с военнослужащим и членами его семьи в условиях гарнизона.

 Интересным представляется опыт деятельности социальных служб Великобритании по подготовке военнослужащего, подлежащего увольнению, к гражданской профессиональной деятельности и оказание ему практической помощи в  трудоустройстве после увольнения.

Организация трудоустройства военнослужащих,

подлежащих увольнению

Увольнение из Вооруженных Сил Великобритании производится по достижению военнослужащими установленного законом пенсионного возраста. Однако значительная часть из них увольняются раньше. Более половины всех военнослужащих увольняются из рядов армии и флота не достигнув тридцатилетнего возраста. Как показывает практика,  ежегодно из Вооруженных  Сил Великобритании увольняется более 25 000 военнослужащих мужчин и женщин. Из них от 50 %  до 60 % имеют право на получение помощи по трудоустройству. Такое право предоставляется тем военнослужащим, которые  прослужили  не менее 5 лет или увольняются по состоянию здоровья. За последние три года (до апреля 1995 г.) это количество увольняемых увеличилось до 34 000 человек, в связи с сокращением численности личного состава.

 По результатам проведенного анализа планируемых расходов на оборону, выявлено  предполагаемое сокращение численности Вооруженных Сил.  Прогнозные данные о планах демобилизации военнослужащих и тех, кто будет иметь право на трудоустройство представлены на таблице 1.

Из таблицы видно, что ежегодно необходимо подготовить к гражданскому  трудоустройству и помочь в нем после увольнения из армии и флота  до  двадцати  двум  тысячам военнослужащим, имеющих на это право.

Проблема трудоустройства увольняемых носит многоплановый характер. Она имеет  большое политическое значение для страны.

                                                                                Таблица 1

Результаты прогноза о планах

демобилизации военнослужащих

Годы

Демобилизовано

(планируется)

Имеют право на трудоустройство

1994/1995

34040

22076

1995/1996

28274

16502

1996/1997

33283

20517

1997/1998

25515

13030

1998/1999

25976

13164

1999/2000

25631

12367

Прежде всего, она возникла как важная государственная задача, в связи с необходимость массового сокращения личного состава. Особо остро она заявила о себе  после первой и второй мировых войн. Массовое увольнение военнослужащих требовало специальных организованных мер на уровне государства. Одним из наиболее существенных мер, принятых государством было  создание специальных центров переподготовки военнослужащих. Первый этап формирования  таких центров,  относиться к 1919 году, второй - 1945 году.

Во-вторых, она имеет важное значение для привлечение молодежи к службе в Вооруженных Силах, показывая заботу государства о своих защитниках и после увольнения.

В-третьих,  забота государства о трудоустройстве увольняемых, способствует формированию у военнослужащих уверенность за свое будущее после увольнения.

В-четвертых, система трудоустройства увольняемых, в определенной степени,  выступает определенным стимулом для дополнительного срока службы военнослужащим; является своего рода наградой за добросовестную службу;

В-пятых, система позволяет реализовать значительный потенциал  профессионально подготовленных, имеющих опыт государственной службы, организованных, дисциплинированных людей,  в интересах страны и общества. Работодатели заинтересованны в них, охотно предоставляют для демобилизованных рабочие места, участвуют  в подготовке их гражданскому труду.

Изложенное требовало от правительства принятия специальных мер по обеспечению переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению и работой демобилизованных людей, возвращенных   на рынок труда гражданскими специалистами.  Постепенно формировались соответствующие социальные службы, складывалась система деятельности по оказанию помощи, покидающим действительную воинскую службу в подготовке их к гражданской трудовой деятельности и последующем трудоустройстве.

  Непосредственно обеспечивают функционирование системы подготовки военнослужащих к трудоустройству и трудоустройство демобилизованных:

ОТУВ - Организация по трудоустройству увольняемых военнослужащих.

АО - Ассоциация офицеров.

АОЗВ - Ассоциация по обеспечению занятости военнослужащих.

ЦТ/РЦТ - Центры трудоустройства /Региональные центры трудоустройства.

Офицер-советник по трудоустройству (в частях и подразделениях).

Служба трудоустройства.

Благотворительные организации.

Об эффективности сложившейся системы трудоустройства демобилизованных военнослужащих Великобритании свидетельствуют данные проведенного исследования в 1996 годы. Было установлено, что 81 % демобилизованных работают или заняты выбранной ими деятельностью спустя три месяца после демобилизации.

В системе трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению и демобилизованных можно выделить  основные направления. Среди них:

- подготовка военнослужащего к  трудоустройству после уволь-нения;

- последемобилизационная поддержка военнослужащих;

- деятельность работодателей по отбору кандидатов на работу среди потенциальных безработных (безработных из числа бывших военнослужащих);

- обеспечение эффективной и качественной работы соответствующих социальных служб.

Подготовка военнослужащего

к  трудоустройству после увольнения

Переход военного человека к гражданским условиям жизни и труда требует его специальной подготовки. Особое место занимает подготовка военнослужащего к трудоустройству после увольнения. Она направлена на то, чтобы привить военному человеку   навыки, которые  могли бы оказаться полезными в гражданской жизни и соответствовали бы общепринятым квалификационным требованиям, включая требования Государственной  профессиональной аттестации (ГПА). С этой целью предусматривается определенный комплекс целенаправленной работы с каждым военнослужащим как потенциальным безработным и предоставление ему специального времени на переподготовку перед увольнением.