Социальная защита военнослужащих и членов их семей (Из опыта работы социальных служб Великобритании), страница 2

 Каждое направление решает свои специфические задачи, но вместе они дополняют друг друга и часто тесно взаимодействуют в решении отдельных социальных проблем военнослужащего или члена его семьи.

Служба поддержки военнослужащего (СПВ).

В районах дислокации воинских  гарнизонов   Великобритании функционируют Службы поддержки военнослужащего. Они  ориентированы на оказание социальной помощи самим  военнослужащим, проходящим воинскую службу в данном гарнизоне. СПВ выступает как бы солидной опорой и помощью военнослужащему  при возникновении у него какой-либо проблемы в процессе службы, с которой он сам не в состоянии справиться.

Служба и призвана  помочь ему  в  создавшейся ситуации советом, помощью. Она способна многие вопросы (проблемы) решать сама, а  также, при  необходимости,  привлекать необходимых специалистов, способных оказать  необходимую помощь в ситуации.  С этой целью СПВ предлагает:

- личный совет и помощь военнослужащему при возникновении у него какой-либо проблемы;

- поддержку военнослужащего Общественным центром;

- услуги информационного Центра.

Для реализации своих задач СПВ имеет соответствующее помещение - офис, который включает:

- главный офис службы поддержки;

- офис - общая помощь;

- офис - связи (взаимодействия) с администрацией. 

В службе функционирует информационный Центр. В нем имеется значительная информация (Банк данных) по проблемам, которые возникали у военнослужащих Великобритании. Она (информация) формировалась многие десятилетия. Сложившаяся  система работы Информационного центра предусматривает постоянное пополнение, имеющегося  Банка данных.

Заслуживает внимания  сложившийся опыт, пополнения Банка данных. Он включает:

- получение информации по официальным каналам  системы социальных служб (гражданских и военных);

- включение в Банк данных результатов оказания военнослужащему службой новой услуги;

 - если военнослужащему помощь была оказана не полная, но ему удалось все-таки  получить ту, какая ему  необходима, Центр просит подробно описать проблему, пути ее решения и оставить заполненную карточку в Банке данных, для последующего использования по оказанию помощи другим в подобной ситуации.

Такой стиль деятельности Информационного центра  позволяет ему обеспечивать:

во-первых, проверку востребованности информации, имею-щейся в Центре;

во-вторых, проверку правильности (достоверности) информации,  направленную на решение тех или иных  проблем военнослужащих гарнизона;

в-третьих, уточнение  и дополнение имеющейся  информации;

в-четвертых, включение в процесс совершенствования  информационного поля  Центра  широкого круга военнослужащих гарнизона, пользующимися его услугами.

Военнослужащий, прибывающий в гарнизон, получает специальный сборник-рекламник социальной службы[2], который содержит объемную информацию по различным направлениям социального обслуживания военнослужащих и членов их семей.

Предусматривается, что помощь, совет военнослужащий может получить лично в офисе СПВ или по телефону. Адреса офисов СПВ и их  телефоны  имеются во всех справочниках (АСС) и информационных листах (рекламных материалах).  Телефонный звонок принимает диспетчер и пользуясь данными Информационного центра старается разъяснить варианты решения.

 Вся информация и помощь военнослужащему в СПВ предоставляется бесплатно и конфиденциально.

Служба поддержки жен военнослужащего (СПЖВ)

Предметом  особого внимания социальных служб гарнизона являются жены военнослужащего. Главные усилия служб в работе с женами направлены на то, чтобы обеспечить, в период выполнения их мужьями своего воинского долга по службе, средствами социальной работы положения, когда  им не пришлось бы ощущать чувства потерянности, одиночества, беспомощности.

Работой с женами военнослужащего занимается специальный центр “Хайв”. Название этого центра перевести на русский язык довольно сложно. Оно означает, что-то вроде “живущие, единым обществом” или  “Сообщество”.  В штате его предусмотрено наличие двух специально подготовленных, опытных организаторов по работе с женами военнослужащих.  В обязанности таких специалистов  входят: изучение интересов жен военнослужащих, их проблем, трудностей, встречи с ними и организация соответствующей квалифицированной  помощи.

 Среди проблем, которые прежде всего интересуют организатора СПЖВ - это  ведение дома и домашнего хозяйства; профессиональная квалификация, возможности учебы (переподготовки) и трудоустройство; воспитание детей; организации индивидуального и семейного досуга; состояние здоровья членов семьи  и др. По выявлению имеющихся проблем семьи, организатор старается по возможности  максимально помочь ей советом, консультацией, направлением к соответствующему специалисту. В случае, если проблему семьи решить в условиях гарнизона не представляется возможным, то организатор помогает ей (жене военнослужащего) связаться с военной социальной службой,  гражданскими центрами социальной защиты, либо  со специализированными центрами.

Служба удобно расположена в отдельном здании и имеет достаточно широкие возможности для привлечения семей военнослужащих и работы с ними. К таким возможностям относятся: кафе, зал для выступлений, игровые комнаты, информационный центр, мастерская, читальный зал, офис. В информационном центре имеется банк полезных советов  и информация по множеству разнообразных вопросов для жен военнослужащих.

Специалисты службы готовят брошюры, включающие весь объем информации возможностей Центра, которые выдаются каждой супруге военнослужащего, прибывшей в гарнизон. Информация включает сведения о месте расположения, режиме работы и телефонах: местной власти; об общей службе социальной защиты в Вооруженных Силах и местном центре;  медицинской помощи; стоматологической помощи; полиции и пожарной служб;  об образовательных центрах, в том числе и об армейских образовательных центрах; библиотеках; церкви, а также о службах и религиозной деятельности; спортивных возможностях региона; молодежных центрах;  школах; школах интернатах; игровых группах и центрах развлечений (театрах и кинотеатрах) и пр. Такая информация является хорошим подспорьем каждой семьи в удовлетворении возникающих интересов и потребностей в гарнизоне.