Требования к двигательным умениям и навыкам. Прямой нападающий удар. Наиболее характерные ошибки, встречающиеся при выполнении прямого нападающего удара, страница 2

После овладения структурой движения можно переходить к выполнению прямого нападающего удара через сетку с передачи партнера.

Обучать и совершенствовать прямой нападающий удар рекомендуется последовательно в зонах 4, 2 и 3 с высоких и средних передач вначале на сниженной сетке, а затем - на сетке нормальной высоты.

Примерные   упражнения   для   обучения   прямому   нападающему   удару:

1.  Прыжок вверх толчком двух ног с места со взмахом руками.

2.  То же, что упр. 1, по с 1-3 шагов.

3.  Многократные   удары   по   мячу,   удерживаемому партнером над головой.

4.  Прыжок  вверх  с  разбега с  выполнением  замаха рукой для удара.

5.  Удары по мячу в пол, стоя на месте.

6.  Имитация прямого нападающего удара в целом.

7.  Удар в прыжке по подвешенному мячу.

8.  Удар   в   прыжке   по   мячу, удерживаемому учителем (партне ром)   над   верхним   краем   сетки (рис. 2).

9.  Серийные удары  по отска кивающему от стены мячу.

Рис. 2

10.  Броски   теннисного   мяча через сетку нападающим ударом.

11.  Удар  в  прыжке по мячу, подброшенному учителем (партне ром, самим игроком).

12.  То же, что упр. 11, но через сетку.

13.  В   прыжке   удары   через   сетку   по   встречному мячу,  подброшенному учителем (партнером) с  противоположной стороны площадки.

14.  Прямой нападающий удар по ходу из зоны   4 с высокой передачи из зоны  3.

15.  То же,   что   упр.   14,   но  нападающий  удар  выполняется из зоны  2.

16.  Прямой нападающий удар из зоны   3 с передачи из этой же зоны.

17. То же, что упр. 14—16, но передача в зону 3 направляется из зон 1, 6 и 5.

Удары по мячу не следует выполнять в полную силу, т.к. с увеличением силы удара нарушается правильность и точность движений. Большое значение для успешного обучения нападающему удару имеет уровень развития специальных физических качеств занимающихся и прежде всего силы мышц ног, рук и туловища, быстроты движений, прыгучести. Развитие прыгучести осуществляется с помощью подготовительных и подводящих упражнений, выполняемых в подготовительной части урока. С этой целью можно применять скакалки, набивные мячи и другой инвентарь. Для доста-вания в прыжке рекомендуется использовать специально подвешенные предметы, баскетбольный щит и корзину и др. Положительное влияние на развитие скорос-тно-силовых качеств мышц ног оказывают подвижные игры и эстафеты с элементами прыжков ("Дальний прыжок", "Кто выше" и др.). В дальнейшем высокий прыжок будет необходим для выполнения блокирования.

Блокирование. Одним из основных средств защиты является блокирование, при помощи которого в непосредственной близости от сетки преграждается путь к мячу, направленному нападающим ударом со стороны противника. От качественного выполнения блокирования в значительной мере зависит эффективность последующих действий обороняющейся команды (страховка за блоком, выбор места для приема нападающего удара, возможность организации атаки).

В зависимости от количества игроков, принимающих участие в блокировании, различают одиночное (индивидуальное) и групповое блокирование (два или три игрока). Десятиклассники должны освоить одиночное блокирование, причем для девушек задача упрощена: они лишь ознакамливаются с блокированием, стоя на подставке. Юноши же должны научиться блокировать нападающие удары по ходу из зоны 4 и 2.

Выполнение движений при блокировании не представляет собой сложности по сравнению с выполнением других элементов игры, поскольку блокирование осуществляется без мяча. Научить блокированию можно довольно быстро, однако умение правильно определить направление нападающего удара и согласовать по времени свои действия с действиями нападающего вырабатывается в течение многих занятий.

Рис. 3