Другой аспект проблемы - наличие явного или скрытого неприятия подчас навязанных правовых и других установлений централизованного государства. Дело, видимо, не столько в том, что эти установления имеют или не имеют всеобщую направленность, а в том, что названная уже историческая память народа, как уже говорилось, подсказывает мысль о наличии других идеалов.
Довольно часто эти тенденции, основанные на идеалах национального единства, приводят к возврату государственности. Тогда, независимо от численности населения, республики становятся полноправными субъектами международных отношений (к примеру, страны Балтии). В отдельных случаях решение проблемы ограничивается договорным определением прав и других отношений между республикой и центральным государством, разграничением ведения отдельных вопросов.
Воспитание гражданских качеств у подрастающих поколений данной категории населения имеет немало трудностей. Основными среди них являются такие:
- нерешенность проблемы возврата реальной государственности;
- частичная решенность проблемы гражданства лишь в рамках централизованного государства;
- сосуществование официального и представленного в исторической памяти народа идеала гражданина;
- раздвоенность воспитательного процесса в связи с необходимостью ориентации на официальный и живущий в памяти народа идеал гражданина.
В этих условиях процесс формирования гражданина не может быть достаточно эффективным. Идея возвращения своей государственности, как показали исторические события 1991-96 гг., может быть реальной и довольно призрачной. Последнее обусловлено тем, что за длительный исторический путь развития государств установились тесные социальные, экономические, родственные и другие связи, которые в отдельных случаях очень прочны и длительны. С этим связано и другое - в условиях, когда существуют подчас неразрывные связи на всех уровнях (семья, общество и др.), установка на независимость может быть и нереальной во всех отношениях.
Отметим, что при такой постановке вопроса проблема гражданского воспитания подрастающих поколений может быть и формализованной (формальной), так как решение одной и той же воспитательной задачи при всем многообразии форм и подходов к ней не может быть ориентировано одновременно на несколько конечных целей.
Однако эта проблема приобрела свои тенденции, свою специфику и так или иначе будет существовать долго, пока не будет найдено достаточно разумное решение в масштабах всего государства.
В третью группуможно объединить народы, не имеющие своей государственности. Актуальность проблемы формирования гражданина для этих народов чрезвычайно высока по ряду причин. Исторические условия развития (сильные родо-племенные связи, скученность или географически малое расселение, малочисленность, особые условия обитания - промыслы, кочевье и др.), их взаимосвязи и связи с другими народами привели к их насильственному присоединению к сильному государству. При этом для отдельных народов проблема гражданства практически вообще не существовала вследствие отсутствия миграций и других больших передвижений. Таким образом, довольно часто понятие «гражданство» в данных случаях является привнесенным извне и несколько искусственным. Однако в рамках централизованного сильного государства веером возникают и начинают реализовываться все выходящие из феномена гражданства составляющие - обладание правами и обязанностями, свободами, правом на защиту со стороны государства. Личность автоматически становится объектом и субъектом политических и правовых отношений с государством. В таких условиях, человек включается в новые для него юридические реалии, что само по себе не может не оказывать на него определенного положительного влияния в плане осознания себя гражданином.
Во всех трех случаях воспитание гражданина сопровождается трудностями объективного и субъективного характера. Опыт показывает, что субъективные причины могут оказаться намного сложнее и влиятельнее, нежели объективные, т.к. они связаны со сложившимися традициями, укладом, мировосприятием и миропониманием. Обратимся к ним:
- пренебрежительное отношение к идее государственности, существующей у других народов, до этого имевших в исторической ретроспективе и утративших или не имеющих государственность;
- недоверие к государству вследствие наличия отрицательного личного или коллективного опыта отношений с ним;
- беспомощность личности перед нажимом со стороны государства, требующего выполнения определенных норм и правил, которые для нее могут быть условными, непривычными;
- усвоение подрастающим поколением правового нигилизма старшего, неуважения к законам;
- отсутствие у людей веры в возможность нормальных отношений между личностью и государством и социального оптимизма;
- ностальгия по ушедшим в небытие реалиям (по сильному государству, под которым подразумевается СССР), неприятие новых структур;
- подмена общественной ориентированности человека узколичностной, ведущей к обособлению;
- потеря реальной силы таких основополагающих актов и документов как Конституция, законы, повсеместное невыполнение которых ведет к их игнорированию;
- дезориентированность личности перед лицом социальных потрясений.
Несомненно, это далеко не полный перечень всевозможных причин. Однако их влияние налицо и наиболее ощутимо.
доктор педагогических наук, профессор,
зав. кафедрой педагогики Башкирского пединститута,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.