Приобретает особую актуальность подготовка и издание учебно-методической литературы, технических средств, наглядных пособий, или создание базы для гражданского воспитания учащейся молодежи. Педагогический опыт показывает, что практические работники испытывают особую нужду в рекомендациях по организации гражданского воспитания, у них отсутствуют стратегические и тактические ориентиры, не разработана система понятий, не определены задачи, методы, приемы, средства формирования как совокупности, так и отдельных гражданских качеств. Наблюдения говорят об определенной беспомощности воспитателей в выявлении различных аспектов гражданского воспитания, подчас имеющих первостепенное значение. Если на определенном этапе развития системы образования и существовала какая-либо адресованная практическим работникам учебно-методическая литература, то она уже не применима в изменившихся условиях общественно-политической жизни, а то и не представляет практической ценности по известным причинам.
Отмеченные факторы не могут не усложнять процесс гражданского воспитания подрастающих поколений.
Учет морально-психологических условий в организации гражданского воспитания также требует своего исследования и соответствующего подхода. Принятие существующих норм и способов организации совместной жизни людей, выработка собственной моральной оценки явлений, событий окружающей действительности, интериоризация и экстериоризация гражданских качеств подрастающими поколениями - важные условия устойчивости формирования гражданских качеств. Как сложный процесс, процесс гражданского воспитания имеет свои психологические механизмы, имеющие различную степень воздействия на личность и по-разному воспринимающиеся личностью. В первом ряду среди различных составляющих стоит эмоционально-положительный фон, который активизирует процесс интериоризации гражданских качеств. Использование в педагогической практике имеющихся образцов гражданской деятельности, влияния референтных кругов общения подростка, стремления подростка к реальному или не существующему в реальности образцу-идеалу во многом предопределяет успешность процесса воспитания граждан.
Очевидно многогранное и многофункциональное влияние семьи и внутрисемейных взаимоотношений на процесс гражданского воспитания детей. Семейный уклад, наличие или отсутствие верноподданнических настроений, позиция и личность родителей определяюще влияют на результативность гражданского воспитания. Известно, что на верноподданнические настроения людей сильное влияние всегда оказывала религиозность («богобоязненность») родителей, и при этом приверженность родителей к какой-либо конкретной религии не имеет особого значения, так как все мировые религии свое отношение к государству, идее государственности определяют по известной формуле «власть от бога». Утраченная религиозность в наше время возвращается, однако решающего или по крайней мере действенного ее влияния на формирование гражданских качеств, прежде всего подданнических чувств пока не наблюдается. В основе этих чувств лежит взаимосвязь религиозности с многовековым представлением о связи государственности с монархией. В тех странах, где существуют монархии, понятие «подданство» равнозначно понятию «гражданство» (т.е., находящиеся под «данью» монарха). Встречающиеся призывы к реставрации монархии и активизации на этой основе подданнических настроений в нашей стране, пожалуй, иллюзорны, так как для этого оснований уже нет: за последние годы в стране выросло такое поколение, для которого монархические взгляды ассоциируются только с красивой, но не обладающей практической полезностью, внешней атрибутикой. С другой стороны, по ряду известных причин восстановление монархии само по себе не возможно.
Наряду с другими названными, социокультурные условия оказывают активное влияние на процесс формирования гражданина. Образование, культура, периодическая печать, искусство и живопись несут определенную нагрузку воспитательного характера. Однако, как мы заметили, существует парадоксальный факт, который пока еще не нашел своего толкового объяснения. Заполнившие телеэкраны фильмы с культом насилия, силы, победы в какой-то мере способствуют формированию особых взаимоотношений человека с государством. Особо это касается боевиков, которые насыщены государственными и национальными символами и стандартами (флаг, герб и др.). Пропаганда идеи сильной всепобеждающей личности всегда связывается с идеей сильного государства, стоящего на страже законов, правопорядка. Остается только сожалеть, что в нашей подростковой среде эти идеи только довольно смутно связываются или вообще не связываются со своим государством, с символикой своего государства, да и со стороны государства мало что делается для уменьшения такой опасности. Нетрудно понять, что это ведет к постепенной американизации духовно-нравственных ориентаций и изменению гражданско-патриотических ориентиров и позиций молодежи. Вот уж где оказался бы полезным зарубежный опыт: во многих европейских странах законодательно защищен отечественный кино- и видеоэкран: приняты законы, определяющие квоты на демонстрацию американских фильмов, и не только в государственных кинотеатрах, но и в частных.
Большой пласт неисследованного представляют проблемы, связанные с развитием и формированием личности в поликультурных условиях. На территории Республики Башкортостан проживают более 30 национальностей и взаимовлияние культур не может не иметь определенного значения в формировании отношений личности с государством. С этим связан интересный аспект - формирование личности в условиях активного взаимодействия и воздействия на нее так называемых интерсоциальных и поликультурных ценностей, которые необходимы для существования всех социумов независимо от национальности. Однако исследования показывают, что ценности гражданского наполнения занимают сравнительно малое место в общей их структуре. Такая ценность как «гражданское мужество» оказалось на последнем, восемнадцатом месте, набрав лишь 4,3% голосов современных студентов, а другие ценности, так или иначе связанные с гражданской воспитанностью, также имеют невысокие показатели: «развитое чувство долга» - 18,9% (двенадцатое место), «патриотизм» - 14,8% (пятнадцатое место), и этот ряд можно продолжить и далее (У т е н к о в В.М., О в с я н н и к о в В.И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. - № 5. - 1998. - С. 70-72).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.