Гражданское воспитание подрастающих поколений в новых условиях развития российской государственности

Страницы работы

Содержание работы

ГАЯЗОВ А.С.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Социально-политические условия, сложившиеся в последние годы, в той или иной мере оказывают влияние на развитие и реализацию процесса гражданского воспитания подрастающих поколений. К ним относятся  расширение границ политического и экономического суверенитета государств; расширение свобод личности и юридическое и фактическое утверждение ее прав и обязанностей; суверенизация бывших союзных и автономных образований и создание самостоятельных государств; повышение уровня национального самосознания и сознания значимости нации в жизни общества; взаимовлияние и взаимопроникновение национальных культур и стремление сохранить национальную самобытность; стремление «привнести» в личность то положительное, что присуще национальному представлению об идеале гражданина; признание этого идеала ориентиром в различных видах деятельности, прежде всего в гражданской; все более тесная взаимосвязь процесса с теми условиями, в которых протекает гражданское воспитание подрастающих поколений. Приведенные условия сфер человеческой жизнедеятельности говорят об их богатстве, разнонаправленности и разнохарактерности. Тем не менее, здесь просматривается и общее, которое может лечь в основу современного  воспитательного процесса.

Направления  реализации гражданского воспитания зависят от потребностей общества, от его требований к формированию гражданина. Отметим одну важную закономерность: между требованиями общества и требованиями государства есть существенная разница, и приоритетность требований  общественного плана общеизвестна.  Данная закономерность пронизывает собой все содержание гражданского воспитания, его организацию и предполагаемые результаты. С изменением условий развития общества эти потребности меняются, объективно влияя на процесс и содержание гражданского воспитания. Яркий  пример тому -  изменения, происшедшие на территории бывшего СССР и ставшие теперь реальностью. В результате необходимость формирования гражданина  стала объективной и важнейшей потребностью для большинства субъектов бывшего союза. Исходя из национальных, региональных и исторических условий развития этих республик, общественная потребность в гражданине имеет свою специфику, касающуюся прежде всего взглядов, элементов мировоззрения.

Как сложная часть процесса формирования личности, гражданское воспитание может быть реализовано при учете определенных внутренних и внешних условий, на фоне которых оно осуществляется.

В реальной действительности условия могут и не выступать в единстве. В таком случае воспитательный процесс должен компенсировать недостающее звено. Так, отсутствие методической базы может компенсироваться за счет усиления теоретической направленности и т.д. Однако такая компенсация не всегда обеспечивает эффективность воспитательных влияний и благоприятное воздействие на воспитуемых.

Условия, в которых реализуется процесс гражданского воспитания подрастающих поколений, могут быть подразделены на несколько групп. Они тесно связаны с факторами, определяющими их ход. Поэтому представляется необходимым рассматривать условия воспитательного процесса в единстве, не смешивая и в то же время не отделяя их друг от друга.

Первая группа условий тесно связана с социально-политическим окружением личности; в них входит существующая экономическая ситуация страны, материально-техническая база, существующие общественные и производственные отношения. Без учета влияния этих условий на процесс гражданского воспитания нельзя говорить о его результативности.

Вторая группа охватывает сферу установившихся в данном обществе отношений между людьми. Речь идет о сложившейся системе воспитания, передачи общественно-исторического опыта подрастающим поколениям, о межличностных отношениях. Данные условия так или иначе влияют на процесс гражданского воспитания подрастающих поколений, предопределяя его успешность.

В отдельных случаях принято говорить о влиянии так называемых макрофакторов, охватывающих такие объемные понятия, как космос, планета (Земля), общество, государство, республика, регион. Если о влиянии космоса на происходящие в человеческом сообществе события и явления ведутся большие споры, то о факторах планетарного масштаба можно говорить с определенной точностью.

 Обратим внимание на следующие моменты. На планете сегодня насчитывается огромное количество больших и малых государств, и независимо от их размеров и «возраста», везде актуальна проблема гражданства и формирования гражданина, т.е. эта проблема роднит все страны. В мире  накоплен немалый опыт формирования граждан, решены многие юридические, педагогические и другие проблемы, возникли различные школы и модели гражданского воспитания подрастающих поколений (германская школа, американская модель и др.). В мировом масштабе сегодня наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии содружества государств и наций. Если, с одной стороны, налицо активизация центробежных тенденций в развитии государственности в различных регионах (республики бывших СССР, Югослави, Чехословаки и др.), то в других случаях зарождаются и развиваются интеграционные процессы, особенно в Европе (вспомним идею общего Европейского дома, Маасстрихтские соглашения и др.). Если в первом случае процесс  часто ведет к вооруженным конфликтам (примеров такого характера, к сожалению, немало и в мире, и в нашей стране), то второй ведет к консолидации, к созданию содружества без политических и экономических границ. Единая зона экономической и политической свободы, стремление к созданию максимальных свобод для людей и обеспечение их нормальной жизнедеятельности – таковы лишь немногие ориентиры, присущие интегративной тенденции. Естественно, эти факторы не только актуализируют процесс гражданского воспитания, но и требуют незамедлительного решения множества проблем.

Условия макрохарактера включают изменения внутри государства. Изменение способа правления (к примеру, президентское или парламентская республика), изменение  конституций, достижение политического и экономического суверенитета не могут не повлиять на процесс формирования граждан, на его содержательные аспекты, на гражданские проявления личности.

Особый пласт составляют мезофакторы, включающие такие важные для человеческой жизни понятия, как этнос и национальная культура (или этнокультурные условия). Мезофакторы могут оказывать как положительные, так и негативные влияния на ход процесса гражданского воспитания. К положительным относится прежде всего общность исторических судеб как интегрирующий фактор. Скажем, исторически сложившееся совместное проживание башкир, татар, русских и лиц других национальностей на территории  нынешней Республики Башкортостан привело к взаимодействию культур и обычаев, не влияя на самобытность и национальное своеобразие каждого этноса. Негативное влияние обусловлено в первую очередь примерами вмешательства государства в такие тонкие структуры, как язык и национальная культура; стремлением к насильственному объединению малочисленных народов в единую нацию. Результатом явились исчезновение языка отдельных национальных групп, уничтожение их культур. Примеров такого характера, к сожалению, также достаточно. Естественно, эти негативы находят противодействие тех, кто подвергается искусственной ассимиляции, и приводят к различным обострениям внутри процесса гражданского воспитания.

Похожие материалы

Информация о работе